21 февраля в ОГАТ им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря» (12+) по одноименной повести Чингиза Айтматова.
Пример профессионализма
В декабре прошлого года, когда работа над предстоящей премьерой уже была в разгаре, главный режиссер театра Владимир Хрущев рассказал в интервью «Орловской городской газете», что повесть Айтматова, по которой он ставит спектакль, лично для него особенная – глубокая, многогранная, интересная и волнующая. Заставляющая примерять на себя неожиданные ситуации и мысли, задаваться глубокими философскими вопросами, располагающими к самоанализу, и вместе с тем – чуть иначе смотреть на рядовые повседневные события.
Спектакль по столь глубоко прочувствованной повести тоже должен был стать особенным. Режиссер планировал представить зрителю настоящую притчу – неожиданную и насыщенную эмоциями, побуждающую к внутреннему диалогу и, может быть, даже переосмыслению того, что уже давно казалось понятым.
Удалось ли ему реализовать задуманное?
За несколько минут до премьеры Владимир Хрущев сказал, что чувствует себя уставшим, но счастливым человеком.
– Потому что произошло волшебство, – пояснил он. – Работа с куклами, технические и пластические моменты, – все это должно было сложиться, и оно сложилось. Теперь можно задаваться вопросом о том, правильным ли мы пошли путем, все ли сделали верно, но то, что было задумано, нам удалось даже лучше, чем мы ожидали.
«Пегий пес, бегущий краем моря» идет на малой сцене театра, поэтому особенно заметно, насколько это технически сложный и впечатляющий спектакль. Замысел режиссера, ювелирная работа художника и композитора, мастерство актеров, свет, являющийся, кажется, не просто элементом спектакля, а самостоятельным рассказчиком, ведущим свое собственное повествование, – все это в сочетании сделало постановку уникальной, оставляющей неизгладимый след в душе и памяти зрителя.
Каждому – свое
Длящийся немногим более часа «Пегий пес..» захватывает и настолько глубоко погружает зрителя в разворачивающееся перед ним действо, что можно всерьез удивиться тому, что прошла не целая ночь, не сутки, не неделя, а лишь небольшой промежуток времени. Сидящие в зале люди вместе с героями в полной мере проживают целую жизнь, и жизнь эта – не из легких, но очень насыщенная и правильная. В ней есть место самым важным, и оттого – самым сложным человеческим чувствам и качествам: безусловной любви и леденящему душу ужасу, отчаянию и безоговорочной вере в правильность своих поступков, надежде и неизбывной тоске, благородству и смирению с неизбежным.
Впечатления и переживания от увиденного трудно передать словами, но это, вероятно, и делает постановку особенно ценной.
Каждый из успевших посмотреть спектакль, как и задумывалось, нашел в нем чтото свое, чтото взволновавшее и тронувшее именно его: беспощадную стихию и неподвластные человеку, непонятые ему силы природы, поразительную гармонию, в которой люди живут с известным им миром, или же чудовищную трагедию одного юноши, вынужденного стать мужчиной не только потому, что для этого пришла пора, а потому, что в сложившихся обстоятельствах нельзя, невозможно было иначе.
История о мужчинах
«Пегий пес, бегущий краем моря» примечателен еще и тем, что это история о мужчинах, рассказанная мужчинами. Вопреки самым очевидным ожиданиям, в ней нет ни брутальных немногословных героев, не ведающих сомнений, ни бушующих романтических страстей, ни высокопарных слов о сложности того или иного решения.
Герои Айтматова, воплощенные актерами театра, – обычные люди. Они умеют бояться, сожалеть, отчаиваться, мечтать и верить снам. Они знают, как утешить ближнего, если тому хуже, чем им самим, и не стесняются выражать свою любовь и уважение близким.
На сцене зритель видит мужчин, способных на поступок с большой буквы, умеющих собраться с силами и, если нужно, даже пожертвовать собой ради самого дорогого – ребенка, который станет их продолжением. Эта жер22тва – тихая, одухотворенная и осмысленная. Она не рождает в том, ради кого была принесена, чувство вины, но становится последним уроком старших, преподанным ему.
«Мы мужчины, нам такое положено», – одна из главных идей истории, рассказанной Чингизом Айтматовым и поставленной на сцене ОГАТ, и в ней заключено больше, чем может показаться на первый взгляд.
– Мне видится нечто особенно ценное для нас, современных людей, в том, как выстроены отношения между старшими и младшими в этой повести, – поделился Владимир Хрущев. – Это не только про святость отношений между отцом и сыном, между старшим и младшим. Эти люди своим примером учат мальчика тому, как мужчина должен относиться к жизни и понимать свой долг. Они показывают это правильно, потому что в конце, когда герой видит звезды, он не упрекает в случившемся судьбу, не винит мир в том, что ему пришлось пережить, не возлагает на стихию ответственность за свою утрату. Он принимает этот урок. Он осознает, что является человеком, в жизнь которого было вложено так много, и намерен жить дальше с учетом этого. Жить достойно.
Анастасия Извекова