Орловский академический театр им. И.С. Тургенева готовится к открытию 210-го сезона. Новый сезон начнется с перемен — актриса Инна Севостьянова стала помощником режиссера.
Новый опыт
Посвятившая более двух десятилетий служению театру Инна говорит, что такое расширение обязанностей для нее волнительно и вместе с тем оно ее бесконечно вдохновляет.
– Помощник режиссера – это тот, кто находится рядом с режиссером на протяжении всего процесса создания спектакля, – рассказывает она. – Этот человек конспектирует пьесу, воплощает режиссерские замыслы, взаимодействуя со всеми цехами, контролирует ход спектакля. Проще говоря, мне предстоит впервые оказаться по ту сторону этого процесса, и это колоссальная ответственность. С одной стороны, я, как и всякий человек, волнуюсь о том, как справлюсь с ней. С другой – мне очень помогает мысль о том, что, если меня выбрали, значит, выбрали не просто так, а с уверенностью в том, что мне это под силу.
Пусть большого режиссерского опыта у Инны Севостьяновой пока нет, в свое время она поступила именно на актерско-режиссерский курс к художественному руководителю драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина Валерию Симоненко.
– Валерий Иванович на тот момент уже был мастером своего дела, и, я думаю, он отобрал именно нас, потому что видел в нас задатки, о которых мы сами еще не догадывались, – продолжает она. – Я никогда не горела идеей ставить. Прямо сейчас у меня нет пьесы, которую я мечтала бы сама поставить на сцене, но я полагаю, чтото подобное может произойти. Театр – это удивительный мир, в котором можно пробовать, искать и наслаждаться происходящим.
Особые отношения
Отношения Инны Севостьяновой с театром понастоящему особенные. Пожалуй, театр можно с полной уверенностью назвать ее судьбой.
В юности Инна занималась спортом не просто профессионально, она окончила Училище Олимпийского резерва, и в целом не мыслила для себя жизни без дзюдо. Однако сама жизнь распорядилась иначе.
– В 19 лет я сильно травмировалась, а для профессионального спорта этот возраст уже переломный, – рассказывает Инна. – Мне пришлось решать, чем я хочу заниматься дальше. В определенном смысле именно дзюдо подтолкнуло меня к тому, чтобы поступить на актерскорежиссерский курс. Профессиональные спортсмены – это особенная среда. Это семья. Мой тренер, Николай Глазков, не просто занимался со своими учениками. Он учил нас тому, что можно делать, а чего делать нельзя. Он учил нас принимать неудачи и учиться на них. Это были 90е, у многих была непростая жизнь. Николай Алексеевич с его невероятным даром находить подход к самым разным юношам и девушкам учил нас уважению к людям. Тому, что это нормально – сегодня быть десятым, но упорно и честно работать, чтобы стать первым. Моя спортивная семья укрепила во мне уверенность в том, что я важна и нужна, и благодаря этой уверенности я решила пойти и попробовать поступить. Думаю, в какомто смысле меня взяли за мою непосредственность, ведь я практически ничего не знала о театре, не имела актерских амбиций. Просто подготовилась и пришла.
Актриса, а теперь и помощник режиссера говорит, что театр для нее стал в первую очередь источником нескончаемой радости.
– Я совершенно искренне приходила в восторг от каждой роли, от каждого капустника, – делится она. – Не важно, кого ты играешь, НифНифа или Леди Макбет, в этом всегда чтото есть. Есть вызов самой себе, есть новые грани уже знакомых эмоций и чувств. От этого невозможно устать. Да, есть нагрузки, и это нормально, они есть у всех, но театр – это множество жизней, которые ты не смогла бы прожить при иных обстоятельствах. Невозможно влюбляться пылко и искренне раз в пару месяцев. Нельзя крушить все вокруг себя, даже если тебе тяжело. Театр – это потрясающий катарсис, это познание себя, да и просто ни с чем несравнимое удовольствие. Поэтому двадцать лет спустя для меня ничего не изменилось. Каждая новая работа – это восторг и предвкушение.
Люди и роли
Когда Инна Севостьянова рассказывает о театре, у нее сияют глаза. Такую любовь к своему делу едва ли получится сыграть или подделать. Однако всякий раз, когда обязанности одного из членов сложившегося коллектива расширяются, невозможно не беспокоиться о том, как пройдет этот процесс, как он будет воспринят.
– Один из моих педагогов часто повторял замечательную фразу: «Главное, чтобы были люди, которые тебе поверят, которые дадут тебе шанс. Если ты будешь делать вверенное тебе дело хорошо, эти люди начнут уже верить в тебя», – вспоминает Инна. – Когда я слышала это, я была студенткой. Теперь я в полной мере понимаю смысл этих слов, и в этом плане мне не страшно становиться помощником режиссера. Вопервых, потому что я знаю, какие люди меня окружают. Вовторых, потому что всех нас театр учит мудрости. Например, в юности, когда я толькотолько влюбилась в актерство понастоящему, мне могло показаться диким, что человек, например, не видел ни одного фильма Феллини. Со временем я поняла, что мне безразлично, какое кино любит человек и как много понимает в нем, если он при этом блестяще разбирается, скажем, в генной инженерии и знает, как сотворить настоящее чудо. Каждый хорош в чемто своем, и это «свое» приходит к нам, когда мы оказываемся к нему готовы. Если мне доверили эти обязанности, значит я буду учиться и прикладывать все силы к тому, чтобы выполнять их хорошо, а результат мы увидим уже в этом сезоне.
Анастасия Извекова