Фотограф, член Союза фотохудожников России и Орловского фотографического общества при Орловском краеведческом музее Сергей Чупахин рассказал корреспонденту «Орловской городской газеты» о том, что из себя представляет искусство фотографии сегодня и каково снять 200 прекрасных фотопортретов.
Особенные лица
Экспозиция, которую Сергей Чупахин назвал «Творческие люди Орла и не только» (6+), представлена на его странице в социальной сети и включает в себя 200 портретов. Как отмечает сам фотограф, она является для него своего рода контрольным срезом, вопросом и ответом самому себе.
– Портрет – один из самых интересных для меня жанров. Пожалуй, самый любимый, – говорит Сергей. – Для меня не слишком увлекательно снимать спортивные события, я не нашел настоящей прелести в студийной бытовой фотографии. Есть, конечно же, исключения, например, планерный и парашютный спорт, но это то, чем я сам занимался, что знаю, понимаю и чувствую изнутри. В то же время очень люблю репортажную съемку, мне нравится наблюдать за людьми, когда они чемто увлечены, заняты любимым делом, своей работой. И, конечно же, портрет.
Портрет для Сергея Чупахина – особенная съемка.
– Фотографии, объединенные названием «Творческие люди Орла», — это тема персональной фотовыставки, которая в 2002 году прошла в орловском краеведческом музее, – рассказывает он. – Ее героями стали не только представители художественнотворческих профессий, но и люди, творчески относящиеся к своей жизни, люди созидающие, люди с изюминкой. Это не заказные портреты, не люблю заниматься украшательством. Стараюсь не выводить форму на первый план, а всегда соотносить ее с психологической точностью, и считаю, что только портреты людей с интересной судьбой, людей с характером, людей с богатым внутренним миром со временем обретают истинную художественную значимость. Подлинная ценность фотографии в том, что она является документальным свидетельством человеческой жизни.
Фотограф убежден, что практически любого человека можно снять красиво, но тут важно пустить в ход не только профессиональное мастерство. Большое значение имеет личное восприятие автора.
– Конечно, есть люди, которых камера, что называется, не любит. Но если говорить объективно, это не трудность модели, а более сложная задача для фотографа, – объясняет он. – Для меня нет четких критериев, портрет – это во многом эмоция того, кто держит в руках камеру. Если человек приятен мне в общении, я вижу в нем нечто, располагающее меня к нему, портрет получится. Если этого не ощущается, физическая красота не сыграет роли. Не исключаю, что это чтото вроде профдеформации или привычки для фотографа, но просто проходя по улице, я невольно задерживаюсь взглядом на человеческих лицах. Одухотворенные, прекрасные, запоминающиеся лица порой встречаются в толпе.
Особенное дело
Сергей Чупахин профессионально занимается фотографией уже более полувека. Себя он называет не фотохудожником, а именно фотографом.
– Для меня именно это слово, фотограф, светописец, отражает суть – рассказывает он. – В свое время я занимался в фотокружке Дворца пионеров у Владимира Малькова. Этот человек так или иначе учил всех, кто чтото смыслит в фотографии сегодня, именно он создал орловскую школу фотографии, именно через его руки прошли многие наши фотомастера.
Он был не просто преподавателем, а наставником, который, помимо технических навыков, учил верному восприятию, принципиальности, честности перед собой и зрителем. Да, быть может, в чемто его методы были строгими, но в то же время действенными. Под его началом чтото перевернулось в моем сознании, я научился смотреть на мир, как фотограф. Позже я получил уроки мастерства на отделении фототехники Московского политехникума им. Моссовета и кафедре кинофотомастерства Московского института культуры.
Кажется, что сегодня и сама фотография, и процесс ее рождения существенно отличаются от того, какими они были 20 – 30 лет назад.
– И да, и нет, – говорит Сергей Чупахин. – Да, у фотографов появились новые возможности, новые инструменты. Взять, к примеру, тот же Photoshop. С одной стороны, он может здорово облегчить работу, с другой – является изрядным искушением: человек, не владея ремеслом, не зная основ, полагает, что компьютер за него все сделает. Надо иметь представление о том, что такое композиция, знать свойства фотооптики, иметь представление о фотографическом освещении, о кадре, который хочешь получить. Фотография — это свидетельство жизни человека, пойманный момент, который больше не повторится. Это документ его жизни, его связи с обществом, в котором он жил. Это пусть немного высокопарно, но отражает суть. В репортажной съемке важна натуралистичность, важно подгадать момент, в который ты нажмешь на кнопку. Но умение достраивать снимок в своем воображении до того, как его сделаешь – это о тех временах, когда количество кадров и пленки было ограничено, а конечный результат мы видели, только проявив ее. Хорошая фотография – та, глядя на которую зритель даже годы спустя может пережить ушедший момент вместе с его свидетелями. Проникнуться атмосферой, быть может, услышать звуки и ощутить запахи, эмоцию, которую переживали фотограф и модель.
Анастасия ИЗВЕКОВА