Этим летом завершилась реконструкция ландшафтного сквера «Дворянское гнездо». Но мало кто знает имена орловских архитекторов – авторов первого проекта благоустройства, тех, кто более полувека назад сформировал исторический ландшафт Дворянки. О них «Орловской городской газете» рассказала журналист, краевед Наталья Петрованова.
– Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо», существовавший в Орле с начала XIX века, был возрожден накануне большого торжества – 150летия со дня рождения И.С. Тургенева, которое отмечалось по всей стране в ноябре 1968 года. В Орле в 1967 году уже велась подготовка к юбилею писателя. Проектный институт «Орелгражданпроект» получил задание от облисполкома по реконструкции и благоустройству литературного места «Дворянское гнездо». Авторы проекта благоустройства – архитекторы Светлана Гавриловна Аганова (1938 – 2022) и Олег Владимирович Левитский (1915 – 2002). Светлана Гавриловна в то время недавняя выпускница ленинградского архитектурного техникума, молодой талантливый архитектор. Мой отец, Олег Владимирович Левитский принадлежал к поколению архитекторовфронтовиков, был приглашен на работу в город Орел на послевоенное восстановление города, переехал из Курска вместе с семьей в 1961 году.
В нашем семейном архиве сохранились отцовские проектные документы: разбивочный чертеж, архитектурный рисунок «Общий вид «Дворянского гнезда» со стороны реки Орлик», рабочий чертеж беседкиротонды. На разбивочном чертеже обозначены: видовая площадка, беседка, балюстрада, лестничные спуски. Территория детской больницы обозначена пунктиром, в то время еще не приступили к ее строительству. В штампе внизу стоят подписи директора института Бунина, главного инженера Целковикова, начальника отдела Федосова, архитекторов Агановой и Левитского. Показан план территории в границах от берега реки Орлик до улицы Тургенева, отмечены проектируемые беседкаротонда, видовая площадка с балюстрадой, бюст Тургенева в центре небольшого сквера, два плавных лестничных спуска к реке, место будущей детской больницы отмечено пунктиром.
В короткий срок умелые и талантливые мастера – строители, кровельщики, инженеры, формовщики, сварщики, каменщики воплотили в жизнь замысел отца. Изящная беседкаротонда с шестью белыми колоннами и пятьюдесятью фигурными балясинами перил заняла свое место над крутым берегом Орлика рядом с бывшей старинной городской усадьбой, по легенде, описанной в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». С тех пор беседка стала характерной визитной карточкой города Орла.
Олег Владимирович Левитский к тому времени уже имел большой опыт работы по благоустройству и озеленению городских территорий. В Орле он занимался разбивкой нескольких скверов: на площади Ленина перед зданием Дома Советов и по двум его боковым фасадам, сквера им. Маяковского возле исторического здания банка, сквера «Коммунальник» на берегу Орлика за торговыми рядами, скверов на привокзальной площади и между перронами южного и северного направлений.
В 1975 году в Орловском областном управлении архитектуры был устроен открытый конкурс на проект музея Тургенева и писателейорловцев, как второй очереди благоустройства участка «Дворянское гнездо». Музей собирались строить на том месте, где впоследствии построили высотный корпус часового завода (сейчас в нем расположен медицинский факультет ОГУ). Отец принял участие в конкурсе. Сохранились фото макета. Представлено красивое, круглое в плане здание, с оригинальной конструкцией крыши, тематической символикой над основным входом. Идея заключалась в новом, нестандартном подходе к построению экспозиции. Традиционные стенды с немыми экспонатами дополняла визуальная кинореконструкция той среды, в которой жили И.С. Тургенев, Л.Н. Андреев, Н.С. Лесков. Например, предлагалось устроить павильон «Кабинет И.С. Тургенева в Бужевале», где окно превращалось в киноэкран.
Через 20 лет отец доработал свой проект, оформил графическую часть эскизидеи и передал свой труд в дар музею Тургенева в Буживале, «как выражение искренней дружбы между орловцами в России и хранителями памяти о русском писателе во Франции».
Хочется напомнить еще об одном интересном замысле, тоже оставшемся нереализованным, – создать скульптурные барельефы тургеневских персонажей на левом скалистом берегу Орлика (скульптор Г. Бессарабский и архитектор Л. Павлов). Сейчас эти архитектурные проекты и скульптурные эскизы остались лишь в воспоминаниях немногих краеведов, но они вызывают интерес, как самые первые попытки комплексной реконструкции одного из красивейших мест Орла с сохранением его природного ландшафта и созданием архитектурнохудожественной среды, соответствующей исторической эпохе.
Известный орловский архитектор, ученый, искусствовед С.И. Федоров писал в одной из своих книг о городе Орле: «… Всю территорию «Дворянского гнезда» следует рассматривать как неповторимый ландшафтный памятник и историкокультурный мемориал. Создаваемая здесь прибрежная парковая зона органически входит в своеобразное зеленое ожерелье, протянувшееся вдоль городского центра по берегам рек Орлика и Оки. Таково общее принципиальное направление реконструкции района «Дворянского гнезда», в котором легенды переплетаются с былями и, украшая историю, делают нашу жизнь интереснее и духовно богаче».