245 лет назад, в ноябре 1779 года императрицей Екатериной II был утвержден первый генеральный план Орла. Причем сформированная в нем первоначальная сетка центральных улиц и кварталов города сохранилась почти без изменений до сих пор.
Первые документы
Первые чертежи города Орла появились во второй половине XVI века – это были отчеты местных воевод о недавно основанном городе. Первым чертежом Орла, о котором сохранились документальные сведения, был чертеж, составленный по указанию воеводы Бориса Колтовского осенью 1635 г., при восстановлении города после «литовского разорения». Его подготовил орловский пушкарь Василий Иконник. Известен чертеж воеводы Павла Скрябина 1679 г.
Другие дошедшие до нас чертежи относятся к началу XVIII века. В этот период Орловская крепость была упразднена, и началось развитие Орла как торгового центра. Об этих и других документах и исследованиях в сфере градостроительства и развития города рассказывает выставка в областной библиотеке им. И.А. Бунина, которая продлится до конца ноября.
Четкий порядок
Исторический регулярный план 1779 года предусматривал четкий порядок застройки Орла с учетом направлений основных дорог на Москву, Болхов, Новосиль, Курск и Киев, а также рек Оки и Орлика. По новому плану город был значительно расширен и разделен реками на три административные части: Кромскую, или Старый город (ныне территория Заводского района); Московскую, или Заокскую (Железнодорожный район); Заорлицкую, или Верхний город (Советский район). В каждой части располагалось по торговой площади, свободной от застроек. В черту города вошли прилегающие к нему слободы и посады. Граница города проходила по современным улицам Октябрьской и Красноармейской, через Оку, по ручью Ленивец (ныне не существующему) и Культурному переулку, по Элеваторной улице огибала Рабочий городок, вновь пересекала Оку, затем по улице НормандияНеман, СадовоПушкарной и реке Орлику выходила к началу Октябрьской улицы.
План устанавливал широкие и прямые улицы, вводил каменное строительство. Так, в центральных кварталах предписывалось строить только каменные здания, а в районах деревянной застройки –дома на каменных фундаментах. Общественный центр перемещался в нагорную часть Орла – на левый берег реки Оки, где надлежало строить административные и общественные здания, жилые дома, высаживать деревья на бульварах.
Центральный ансамбль
В конце XVIII – середине XIX века происходит формирование центральной части Орла. Архитектурной доминантой становится здание магистрата (ныне театр «Свободное пространство») на бывшей Гостиной площади. От него двумя лучами расходятся улицы Кромская (современная Комсомольская) и Карачевская. Эти улицы и сейчас являются главными центральными артериями.
С появлением ул. Болховской (сейчас Ленина) и Николаевского бульвара (площадь Ленина) формируется новый административнообщественный центр города. Здесь размещаются окружной суд, полиция, губернское правление, казначейство, почтовотелеграфная контора, государственный банк. Главным украшением центра и Садовой улицы (ныне Горького) был Петропавловский кафедральный собор (на этом месте сейчас библиотека им. И.А. Бунина). Большинство из перечисленных зданий, включая собор, не сохранились. Многие были уничтожены многочисленными пожарами. Особенно опустошительным был пожар 1848 года, после него Орел отстраивался практически заново.
Возрождение из руин
В 193839 гг. была составлена генеральная схема планировки Орла – первый после плана 1779 г. проект, определявший перспективное развитие города. Но его реализации помешала Великая Отечественная война. Она причинила Орлу огромные разрушения – в 1945 году он был включен в число 15 русских городов, наиболее пострадавших от войны.
В декабре 1943 г. в Орел приехал 29летний ленинградский архитектор Борис Антипов. Позже он вспоминал, что начал свою работу в должности главного архитектора города с поиска «хоть какихлибо съемочногеодезических материалов, планов города». И первое, что ему удалось заполучить, был план Орла, изданный в Берлине на немецком языке в последние предвоенные годы. «На нем довольно точно были нанесены все промышленные объекты города, насосные станции, электростанция и многие важные сооружения. Недостатком, помимо того, что он был на немецком языке, было и то, что все улицы носили дореволюционные названия, что для меня являлось дополнительным осложнением, так как я не знал и существующих их названий».
Орел послевоенный
Разрушенному городу срочно нужен был генплан, так как работы по восстановлению Орла начались буквально на следующий день после его освобождения. И такой генплан был разработан проектировщиками «Ленгипрогора» под руководством Антипова и утвержден летом 1945 года. «Заложенная в генплане идея трех площадей не претерпела почти никаких изменений в последующих работах над ним. Организация центральной площади в Советском районе на самом высоком месте города дала возможность создать запоминающийся и интересный облик центра города», – писал архитектор. Борис Антипов принимал непосредственное участие в проектировании учетнокредитного техникума (банковской школы), здания облпрофсовета, драмтеатра (сейчас театр «Свободное пространство»), машиностроительного техникума, гостиницы «Орел», Главпочтамта и других объектов.
Облик послевоенного Орла во многом определили здания, созданные архитектором Игорем Ивановым. В частности, по его проектам построены Дом книги, областная библиотека им. И.А. Бунина, реконструированные Торговые ряды, жилые дома на улицах Ленина, Горького, Московской и Комсомольской, а также городской сад с беседками, летним кинотеатром, рестораном и фонтанами.
В начале 1950х годов по проекту архитектора Степана Мхитаряна пленными немцами было построено новое здание вокзала в Орле.
Людмила Владимирова по материалам библиотеки им. И.А. Бунина