Середина учебного года — время, когда дети сильнее всего устают от занятий, и задача родителей — вернуть им мотивацию и силы.
Учеба — это насколько интересный, настолько же и энергозатратный процесс, с которым детям порой не всегда удается справляться без потерь.
Особенно в ноябре, когда и у взрослых наблюдается упадок сил, – световой день короткий, количество солнечных дней близится к минимуму, пасмурные утра вызывают пессимизм даже у самых оптимистичных людей. Но у детей отсутствует взрослая мотивация для получения знаний, и им сложно бороться с потерей интереса к учебе. Специалисты называют главной причиной учебного стресса информационную нагрузку, когда человек не может справиться и не может принимать решения в поставленном темпе. Даже сильная замотивированность не всегда способна повысить работоспособность. Это влечет за собой ухудшение памяти, внимания и мышления, дети с трудом сосредотачиваются и легко отвлекаются. Именно тогда начинаются проблемы с восприятием информации, и школьники буквально попадают в замкнутый круг, потому что все это вызывает еще больший стресс, из которого точно не помогут выбраться родительские упреки и требования учиться лучше.
Вот несколько признаков, которые говорят об эмоциональном стрессе у ребенка:
- изменение общего эмоционального фона, что выражается в мрачно настроении, депрессии и тревожности;
- негативные эмоции – раздражительность, приступы гнева и агрессии;
- изменения характера — например, снизилась самооценка или появилась чрезмерная подозрительность.
Если не помочь школьнику справиться с этой ситуацией, это может привести и к физическому истощению, и к еще большему снижению успеваемости. Современные школьники получают огромный объем информации и сдают не меньший объем проверочных работ. Уже с 4 класса ученики пишут Всероссийские проверочные работы по трем предметам, готовить к которым их начинают уже с сентября, поэтому ничего удивительного в том, что к середине второй четверти они перегружены полученной информацией, а также взволнованы предстоящими итоговыми проверками. Одной из мер по борьбе со стрессом в Управлении Роспотребнадзора Орловской области называют качественное и сбалансированное питание.
– Оптимальная обеспеченность организма пищевыми веществами повышает устойчивость к стрессу. Среди этих пищевых веществ – полиненасыщенные жирные кислоты (омега3, 6, 9), ряд витаминов и микроэлементов (витамин С, В 6, фолиевая кислота, цинк, магний), аминокислоты (триптофан, лизин, таурин), мелатонин, пищевые волокна, пробиотики. Исходя из этого и строится диета школьника, в том числе та, которая помогает справиться со стрессом, – говорят в ведомстве.
Результаты исследований показывают, что высокое потребление фруктов, овощей, рыбы и цельнозерновых продуктов может быть связано со снижением риска развития депрессии. Существуют продукты, содержащие биологически активные вещества и обладающие антистрессорным действием. Так, бананы содержат серотонин, который улучшает настроение, оказывает расслабляющее действие. Шоколад способен поднять настроение, действуя как антидепрессант за счет содержания в нем фенилэтиламина, а также стимуляторов теобромина и кофеина, которые придают бодрость. При этом надо помнить о высоком содержании сахара, отдавать предпочтение темному шоколаду и не злоупотреблять им.
При стрессе важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и сохранять его пищевые предпочтения. Иногда достаточно предложить ему тот продукт, который ребенок любит, и этого будет достаточно.
Существует группа продуктов, напротив, вызывающих гиперактивность, возбуждение и снижающих стрессоустойчивость, – это кофеин, искусственные красители, подсластители и консерванты.
Часто в период стресса ребенок пытается его «заесть». В этом случае можно увеличить количество перекусов, но организовать их на основе полезных и некалорийных продуктов.
Среди продуктов, которые оказывают влияние на успеваемость, выделяют рыбу за счет высокого содержания йода и фтора. Они играют важную роль в формировании структур головного мозга, работы органа зрения и иммунной системы. Полезно сочетать в рационе овощи и фрукты разных цветов – они оказывают положительный эффект за счет высокого содержания так называемых фитоэлементов, обладающих антиоксидантными свойствами.
Устать от школы может любой ребенок, и главное, что ему требуется от родителей в сложный период — это поддержка, забота и понимание. Если его будут сравнивать с более успешными одноклассниками, стыдить за плохие оценки и серьезно наказывать, это может только усугубить ситуацию и не только испортит самооценку, но и вызовет полное отвращение к учебному процессу. Вместо критики школьнику важна помощь, любовь и предложение вместе справиться с трудностями.
Анна АЛЕКСАНДРОВА