До конца года и в течение новогодних каникул в Орловском краеведческом музее можно увидеть выставку акварелей художника из Санкт-Петербурга Екатерины Тучниной «Повеет в декабре теплом…» (6+).
Сложная техника
Екатерина Тучнина родилась в Орле, окончила Орловскую художественную школу, Орловское художественное училище, художественнографический факультет Орловского государственного университета. После поступила в СанктПетербургскую государственную художественнопромышленную академию имени А.Л. Штиглица на специальность «Текстиль. Проектирование искусства интерьера».
Сегодня она преподаватель кафедры графического дизайна отделения основ композиции, графического дизайна, живописи, цветоведения в артпространстве СанктПетербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Екатерина руководит студией студентовдипломантов международных и региональных конкурсов, сама постоянно участвует в профессиональных региональных и международных выставках.
Экспозицию, представленную ею в Орле, составили порядка трех десятков работ.
Все они созданы художницей в интересной, очень непростой технике, которая называется «акварель помокрому».
– Эта техника требует от художника виртуозного владения рисунком, композицией и цветом. До определенной степени ее можно сравнить с японской каллиграфией, – объясняет член Союза художников Ольга Сорокина. – Картина пишется сразу, в один прием и очень быстро. Художник обходится даже без предварительного карандашного наброска на листе. При этом нужно попасть в тон, в цвет, рассчитать его плотность, потому что сама техника не оставляет шанса на ошибку и ее исправление. Если не получилось как нужно, как хотелось и было задумано, придется начинать сначала. Акварель должна остаться прозрачной, ведь главное для акварельного рисунка — это прозрачность, витражность, свечение. Поэтому написание картин «помокрому» – это виртуозное мастерство, мастерство в чистом виде.
Профессионалы говорят, что каждая картина, созданная акварелью «помокрому», может быть написана не только со второй или четвертой, но и десятой попытки.
Зная об этом, невольно задумываешься о том, сколько труда и терпения прикладывают художники для их написания. И тем более яркое впечатление производит на зрителя выставка Екатерины Тучниной.
Настоящее тепло
Свое название, «Повеет в декабре теплом…», экспозиция получила не просто так, и посетитель понимает это сразу, едва войдя в выставочный зал.
Работы Екатерины, будь то пейзаж или натюрморт, трогают своей легкостью, интуитивно угадывающейся женственностью и нежностью. Они кажутся очень близкими, как будто родными. Для того, чтобы это ощущение возникло, вовсе не обязательно узнавать изображенные художницей места, дело тут в другом. По всей видимости, в том, что картины, принадлежащие кисти Екатерины, в действительности пропитаны теплом и светом.
Они в самом деле поражают своей прозрачностью и кажущейся хрупкостью. Даже там, где художница использует темные краски, у зрителя не возникает тягостных ассоциаций с холодным временем года и сопутствующими ему трудностями.
Напротив, каждая деталь, ветка или кажущийся сейчас таким далеким цветущий летний сад, изображенный Екатериной, напоминает зрителю о том, что согреть, порадовать и придать сил может любая мелочь. Важно лишь, чтобы у человека возникло желание ее заметить и остановиться ненадолго, чтобы рассмотреть поближе.
У зрителя, смотрящего на работы Екатерины Тучниной, вне зависимости от глубины его познаний в живописи, создается впечатление, что каждая из них пронизана тем удивительным теплом, которое не способна подарить ни одежда, ни самый лучший плед, ни камин. Это то неповторимое, почти что волшебное тепло, которое люди дарят друг другу не потому что должны, а потому что им искренне, от всей души хочется это делать.
Налаживая связи
Открывшаяся в краеведческом музее выставка стала для Екатерины Тучниной первой в родном городе.
– Я ехала сюда с определенным трепетом, – делится она. – А еще много думала о том, что хотела бы наладить с родным городом новые творческие и профессиональные связи, укрепить уже имеющиеся. Быть может, это будут новые выставки, быть может, – мастерклассы, но сама эта возможность очень важна и желанна для меня.
Анастасия Извекова