21 декабря театр «Свободное пространство» представил зрителю обновленный спектакль «Жанна д’Арк» (16+).
Триумфальное возвращение
Спектакль под названием «Вторая смерть «Жанны д’Арк» (16+), поставленный художественным руководителем театра Сергеем Пузыревым по одноименной пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева, вошел в репертуар «Свободного пространства» в 2018 году. Однако с началом пандемии коронавируса постановка прекратила свое существование, и успевшим побывать на показе зрителям оставалось лишь сожалеть о ней.
В канун 2025 года Сергей Пузырев сделал орловским театралам без преувеличения царский подарок – позволил встретиться с Жанной д’Арк снова.
Обретшая свежее звучание и актуальность постановка снова идет на малой сцене театра. После длительного перерыва немного изменился актерский состав – роль Палача в обновленной версии исполняет Валентин Тюрин. Однако глубокий смысл, множество интересных и важных подтекстов и, конечно же, сюжет, за развитием которого зритель следит, затаив дыхание, остались прежними.
Все будет хорошо?
Едва ли найдется хоть один человек, который, отправляясь смотреть спектакль про Жанну д’Арк, станет гадать, чем закончится история. Финал предопределен, и каждая реплика героев, каждое их сомнение или действие лишь усиливают накал страстей, помогают прочувствовать его трагичность.
Именно поэтому эффект, который «Жанна…» производит на зрителя, можно назвать парадоксальным – после просмотра спектакля на душе становится спокойно и очень хорошо.
С одной стороны, Ольга Виррийская, играющая Жанну, с пугающей достоверностью воспроизводит ужас, который испытывает человек перед перспективой сгореть заживо. Альберт Мальцев с восхитительным изяществом доносит до зрителя отчаяние и брезгливость, которые способен почувствовать Творец, вынужденный наблюдать за тем, как низко пало существо, созданное им по образу и подобию Его.
Необратимое безумие Палача, находящего логическое обоснование самым пугающим своим выводам, в исполнении Валентина Тюрина тоже более чем правдоподобно.
С другой же стороны, всего трое актеров заставляют сидящих в зале людей прожить в своем воображении несколько жизней, испытать безысходную тоску и счастье надежды, которая обязательно однажды воплотится в жизнь. Именно с ней, с этой надеждой, зритель и покидает театр.
Простое и сложное
Пересказывать сюжет спектакля – дело заведомо неблагодарное и бесполезное, и тем не менее в случае с «Жанной д’Арк» попытка сделать это имеет смысл.
Эта история – о последней ночи Орлеанской Девы. Жанне, именно Жанне, – не воину, не святой, а самой обычной девушке, – предстоит сделать очевидный, казалось бы, выбор: жить ей или умереть.
Жанна еще очень молода, и, разумеется, ей совсем не хочется погибать такой страшной и мучительной смертью.
Ее шанс на спасение – это предательство. Да только предать ей нужно не друзей, не Родину, даже не какогото незнакомого человека, донос на которого мог бы поправить ее собственные дела. Ей предлагается предать саму себя, собственную душу и то, что принято называть возвышенным словом «идеалы».
В целом, если посмотреть объективно, в убеждениях Жанны нет ничего недоступного пониманию большинства людей. Она всего лишь верит в то, что Франция принадлежит французам, и никто, кроме них, не имеет права распоряжаться этой землей. Она убеждена, что не может человек, утопающий в роскоши, требовать от других смириться с нищетой и принимать ее за благо.
Во время спектакля зритель с удивлением узнает, что героиня, по сути, совершила в своих суждениях всего две ошибки. Сначала она поверила, что все люди, последовавшие за Жанной д’Арк, мыслили сходным образом. После – искренне удивилась тому, что для человека может быть так естественно пресмыкаться и ползать, что он сможет сознательно отказаться от своего достоинства.
За свою последнюю ночь заточенная в темницу и ожидающая казни девушка проживает события и чувства, на понимание которых многим не хватает и долгой жизни. Она успевает усомниться в Боге, разочароваться в людях и отвратиться от них, испытать отвращение к себе и задаться вопросом, к которому рано или поздно приходит каждый: «На что я способна и для чего это нужно?».
Со всеми этими сомнениями и муками выбора Жанна совершенно одна. Да, рядом появляются те, кто может перечислить ей возможные варианты развития событий, привести важные и подчас противоречивые аргументы, но к каким из них стоит прислушаться – лишь ее добрая воля.
Взойти на эшафот на рассвете ей в любом случае придется в одиночестве, и, понимая это, представляя все возможные последствия того или иного своего поступка, она принимает единственно верное решение – сделать это так, чтобы устремления Жанны д’Арк продолжали жить.
Так и получается, что вернувшийся на сцену «Свободного пространства» спектакль – история не о смерти, а о рождении героя. О том, что на самом деле все мы в глубине души знаем, что правильно, а что нет, и лишь от нас зависит, стать или не стать героем.
Анастасия Извекова