По старым следам. История 1.
«Вчера получила уведомление от банка: он списал 6000 рублей за покупку на маркетплейсе. А я всего раз делала там заказ, причем года два назад. Сразу подумала, что это мошенники, тут же заблокировала карту и позвонила в банк, чтобы отменить операцию.
Тем временем по карте продолжались попытки списания — хорошо, что успела отключить. Сначала пришло уведомление на 15 000 рублей, потом на 5000, затем на 2000. Тут до меня дошло, почему все это произошло. Пару недель назад я сменила номер телефона. Конечно, сразу обновила свои данные в онлайнбанке и на сайтах, которыми часто пользуюсь. Но про тот маркетплейс забыла, ведь давно туда не заходила. К счастью, 6000 рублей за первую покупку банк мне быстро вернул. Но карту я на всякий случай перевыпустила», пишет Валерия.
Сотрудник Банка России комментирует:
«После того как Валерия отказалась от своего номера, он достался любителю поживиться за чужой счет. Возможно, человек случайно выяснил, что к аккаунту на маркетплейсе осталась привязана чьято карта и попытался оплатить ею свои заказы. Или это были аферисты, которые намеренно скупают старые номера и проверяют, на каких сайтах ими можно воспользоваться для входа в личный кабинет и покупок.
Чтобы не потерять деньги, стоит соблюдать несколько правил:
- Если вы поменяли телефонный номер, обновите его во всех онлайнмагазинах и платных сервисах, где регистрировались. Восстановить список сайтов, где вы оставляли данные, обычно проще всего с помощью электронной почты. Постарайтесь найти там все письма о регистрации аккаунтов.
- Заведите для онлайншопинга отдельную дебетовую банковскую карту или электронный кошелек и кладите на них нужную сумму прямо перед оплатой заказа. Многие маркетплейсы сами предлагают клиентам открыть в партнерских банках карты или кошельки, по которым можно получать дополнительные скидки и бонусы. Их тоже безопаснее всего пополнять только на сумму покупки.
- Если вы не планируете часто пользоваться интернетмагазином, по возможности не указывайте данные карты в аккаунте, а вводите их при каждой оплате. А если вы уже привязали карту, удалить ее реквизиты обычно удается через личный кабинет.
- Можно вообще не раскрывать данные карты, если рассчитываться с продавцом через Систему быстрых платежей. Тогда магазин не видит реквизиты карты, и они не остаются в вашей учетной записи.
- Если вы сделали в онлайнмагазине разовый заказ и не планируете там больше ничего покупать, лучше удалите свой аккаунт.
Когда преступникам все же удалось списать деньги с карты без вашего ведома, нужно немедленно обратиться в свой банк и оспорить несанкционированную операцию, как это сделала Валерия. Банк вернет украденное, но только если вы сами не выдавали мошенникам данные карты и успели сообщить банку о списании денег без вашего согласия не позднее следующего дня.
«Есть окошко к окулисту – назовите код из СМС». История 2.
Получила звонок в конце рабочего дня. Мужчина обратился ко мне по имени отчеству, сказал, что он из поликлиники и хочет пригласить меня на диспансеризацию. По его словам, участковый врач уже назначил мне несколько обследований, и на них можно записаться прямо по телефону. Я решила уточнить, можно ли в один день все пройти? Он чтото проверил и сказал, что есть окошки на пятницу и к терапевту, и на ЭКГ, и на флюорографию, и на кровь. Мне нужно было еще и к офтальмологу. Оказалось, и к нему можно! Чудесным образом нашелся один свободный талончик и как раз на пятницу.
Мужчина сообщил, что закрепил за мной места. Но чтобы подтвердить запись, нужно продиктовать код из СМС, который сейчас прислали. Начал торопить меня, чтобы талоны не перехватили.
Открыла сообщение и вот сюрприз — код вовсе не для записи в поликлинику, а для подтверждения входа на Госуслуги. Хорошо, что я прочитала, кто прислал код и для чего. Назвала бы на автомате и пришлось бы потрепать нервы с восстановлением доступа к своему аккаунту. Тогда уже вместо диспансеризации нужно было талоны к психотерапевту искать.
Комментарий специалистов Банка России:
Мошенники используют в своих схемах темы здоровья и медпомощи, потому что они важны для многих людей. Обманщики представляются сотрудниками поликлиник, страховых компаний или даже несуществующих государственных организаций — скажем, «Единой медицинской службы».
Начало разговора может быть самым разнообразным. Они приглашают на плановые обследования или говорят, что появился шанс записаться к врачам узких специальностей. Иногда пугают якобы плохими анализами и предлагают срочно записаться на платную программу лечения. Или убеждают, что необходимо заменить бумажный полис ОМС на электронный.
Нередко аферисты знают не только фамилию, имя и отчество, но и могут назвать настоящий диагноз, фамилии реальных врачей, адрес местной поликлиники или больницы. Такие сведения мошенники находят в открытых источниках или в базах данных, украденных из поликлиник или медицинских лабораторий.
Если преступникам удается втереться в доверие, они стараются выманить у человека секретные данные. Например, код из СМС, который открывает доступ к личному кабинету на Госуслугах. Там мошенники могут получить номер паспорта, СНИЛС, сведения об имуществе. Эти данные могут использоваться к примеру, чтобы оформить на имя потерпевшего кредиты и займы или вымогать деньги у его родственников.
Иногда мошенники сразу просят оплатить какието услуги и человек просто теряет деньги. Либо убеждают установить на телефон приложение для записи к врачу, а по факту это программавирус, изза которой человек теряет доступ к своему устройству. И под угрозой оказываются все приложения с персональными и платежными данными, в том числе банковские.
Итак, помните, что
- Нельзя говорить незнакомцам данные своих документов, коды из СМС, реквизиты банковской карты или раскрывать ответ на контрольный вопрос на портале Госуслуг. Ни в коем случае не переходите по ссылкам от незнакомцев и тем более не устанавливай по их просьбе приложения.
- Всегда обращайте внимание, кто вам прислал уведомление на телефон и для чего именно оно нужно. Перепроверяйте любую информацию. Сами свяжитесь с организацией, из которой к вам обратились. Настоящие контакты можно найти на ее официальном сайте. Обычно поисковики отмечают проверенные ресурсы галочкой.
Подготовлено при помощи проекта Банка России «Финансовая культура»