В январе этого года исполнилось 105 лет со дня смерти уроженца Орловской губернии Николая Павловича Петрова. Видный государственный и общественный деятель, ученый-механик, инженер, профессор, он внес огромный вклад в развитие транспортной отрасли России и особенно железных дорог.
Путь в науку
Николай Петров родился 13 мая 1836 года в городе Трубчевске Орловской губернии в старинной дворянской семье. До 13 лет он жил дома, где и получил первоначальное образование, а затем отец отправил его на учебу в СанктПетербург. Николай окончил Константиновский кадетский корпус и в чине прапорщика поступил в офицерские классы Николаевского инженерного училища. Одновременно как вольнослушатель посещал лекции в Технологическом институте. Именно там его наставником стал известный математик Михаил Остроградский. Благодаря ему 20летний Петров связал свою жизнь с наукой.
Начинающий ученый принимал участие в проектировании машин на Охтинском заводе. Затем около двух лет совершенствовал свое образование за границей. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. Позже адъюнктпрофессор практической механики Николай Петров выполнял крупные научноисследовательские работы по созданию оборудования военных заводов; возглавлял кафедры паровой механики и железнодорожного дела в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии.
Преподавательская деятельность Н.П. Петрова продолжалась 40 лет. А главным его детищем в сфере образования стало создание Императорского Московского инженерного училища (сегодня – Российский университет транспорта (МИИТ), для которого он разработал устав и программу обучения инженеровпутейцев.
Теория смазки
Николай Павлович был одним из лучших инженеров своего времени, видным специалистом в прикладной механике; теории и устройстве паровых котлов и паровозов; подвижного состава железных дорог и железнодорожного хозяйства.
В 1883 году вышел его первый научный труд «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости». Позже появились и другие работы, в которых ученый развивал свои решения в этой области. В историю отечественной и мировой науки Николай Петров вошел как основоположник гидродинамической теории смазки.
За свою жизнь он опубликовал более 80 научных работ. Его плодотворная научная деятельность была высоко оценена коллегами и научнотехническим сообществом. Н.П. Петров был избран председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения, почетным членом Петербургской академии наук, Московского политехнического общества, много лет возглавлял Русское техническое общество, которое присудило ему золотую медаль.
Николай Павлович прошел все ступени военной службы, в 1888 году получил чин генераллейтенанта, а в 1900 – инженергенерала. В этом же году он стал членом Государственного Совета.
Организатор и управленец
В Министерстве путей сообщения, где в разное время Н.П. Петров занимал ряд крупных административных постов, он проявил способности умелого организатора и управленца. Николай Павлович был директором Департамента железных дорог, председателем Инженерного совета министерства, с 1893 года – товарищем министра путей сообщения (т. е. замминистра). За те годы, когда Петров возглавлял Управление казенных железных дорог, протяженность казенных железных дорог в России удвоилась, началась постройка дороги в Уссурийском крае. Заметную роль Н.П. Петров сыграл в строительстве Транссибирской магистрали, которую называли «стройкой века».
По его инициативе и в рекордные по тем временам сроки – за шесть лет, была построена АрмавирТуапсинская железная дорога. Для нее Николай Петров спроектировал целую систему тоннелей, виадуков и мостов, включая уникальный петлевой тоннель, позволяющий тяжелым составам плавно преодолевать сложные участки подъема. Это инженерное сооружение до сих пор является единственным в своем роде в стране. И в том, что оно уцелело, есть немалая заслуга самого Петрова. Его имение находилось в селении Шепси в окрестностях Туапсе, там он провел последние годы жизни. Во время гражданской войны на АТЖД шли ожесточенные бои, дорога разрушалась отступавшей Белой армией. Ученый отказался предоставить отступавшим войскам Деникина схемы тоннелей, которые они планировали взорвать.
Николай Павлович умер в своем имении 15 января 1920 года в возрасте 84 лет. Похоронен в Туапсе.
Признание заслуг
Об уникальности и масштабе личности Н.П. Петрова говорит перечень его государственных наград. Он был кавалером трех главных гражданских орденов Российской империи – Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святого Равноапостольного князя Владимира I степени, которые вручали за выдающиеся достижения в интересах государства. О международном признании заслуг ученого свидетельствуют два ордена Почетного Легиона Франции (командорский и большой офицерский кресты). Всего же Николай Павлович был награжден 16 орденами Российской империи и зарубежных стран.
Достойные наследники
Сыновья Николая Петрова продолжили дело отца – честно и достойно служили своей стране. Михаил Николаевич окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, долгое время работал начальником участка Варшавской железной дороги, затем возглавлял Инспекцию по контролю за движением грузов.
Николай Николаевич – выдающийся ученыймедик, онколог. В 1914 году работал во фронтовых госпиталях и издал монографию «Лечение инфекционных ран на войне», ставшую одним из основных учебных пособий для военнополевых хирургов. В 1927 году по инициативе Николая Петрова в СССР был создан первый онкологический институт. Сегодня НИИ онкологии в СанктПетербурге носит его имя.
Подготовила Анна Савина по материалам открытых источников