В экспозицию к своему 25-летию Московский музей современного искусства включил работу самобытного художника, уроженца Орловской губернии Павла Леонова.
Наивная живопись
Его картина «Ярмарка» не висит на стене, как все остальные, а лежит на большом столе в одном из музейных залов – как оказалось, посвященном реставрации. И даже в таком виде это полотно приковывает внимание – настолько оно необычно, ни на что не похоже. Вся картина разделена на горизонтальные полосы, в каждой – свои герои. Перед тобой будто разматывается кинолента: внизу на первом плане гуляют по берегу разные птицы, за ними – река, по которой плывут гребцы на лодке, еще выше – всадники верхом на зебре, слоне, верблюде. Еще выше, в темных квадратах – изображения диких животных и птиц, а на самом верху – уже совсем мелкие фигурки людей в окружении животных, птиц, автомобилей, повозок. И все это, как рамой, окружено растительным орнаментом из деревьев, кустов, веток. Картина очень напоминает старинные вышивки наших бабушек – со сказочными сюжетами, необычными птицами, зверюшками и цветами.
Как пояснили в музее, Павел Леонов – один из наиболее ярких представителей отечественного наивного искусства, один из самых известных в стране и мире. Тут многие наверняка вспомнят грузина Пиросмани, покорившего мир своими картинами, напоминающими детские рисунки. И наш земляк Леонов стоит в этом же ряду мировых знаменитостей.
Жизнь и судьба
История жизни Павла Петровича поражает так же, как и его картины. Он родился в 1920 году в с. Волотовское Орловской губернии. В 18 лет сбежал из дома от деспотичного отца. Жил в Орле, объездил в поисках лучшей жизни всю страну до самой Камчатки. Брался за любую работу: рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги, был столяром, штукатуром, маляром, художникомоформителем. Несколько раз его арестовывали за бродяжничество, тунеядство. В 1943м призвали в армию, он закончил войну младшим лейтенантом в Венгрии. А потом окончательно осел в селе Меховицы Ивановской области.
Рисовать Павлу нравилось с детства. Но первую картину маслом он написал в 35 лет и отправил в Заочный народный университет искусства, где потом учился. Тогда же картины Леонова появились на выставках в Москве, и знатоки оценили его талант и самобытность. Но настоящая слава пришла к Павлу Петровичу в 1990годы, когда его заново открыли московские искусствоведы. Между прочим, самому художнику тогда было 70 лет. Его полотна экспонируются на выставках в Германии, в НьюЙорке, Эдинбурге, Амстердаме. Их активно скупают коллекционеры. В Москве на разных площадках проходят его персональные выставки. Но Павел Петрович был далек от этой шумихи: никуда не ездил, попрежнему жил в своей деревне, в стареньком доме с мастерской в древнем сарае и продолжал писать. И только радовался, что появились, наконец, деньги на краски и холсты – их уходило немало. Он женился поздно на девушке Зине значительно моложе его, не сильно хозяйственной, любительнице выпить. Неудивительно, что деревенские считали эту пару чудаками. Но для художника Зинаида была музойвдохновительницей. Ее он изображал (нередко вместе с собой) на многих картинах. А когда Зина умерла, Леонов написал ее портрет в виде ангела. После этого он уже ничего не писал. В последние годы хворал, жил у сына в поселке Савино, там и умер в марте 2011 года на 91м году жизни. Похоронен на местном кладбище.
Деревенский чудак, самобытный художник Павел Леонов не гнался за славой, не нажил «богатств великих и хором высоких». Его богатством был идеальный мир, который жил в его душе, и который он открыл нам на своих полотнах. Это волшебный, добрый, сказочный мир, где быль перемешана с реальностью, где мирно соседствуют тигры и лани, самолеты и лебеди, а красивые люди в белых костюмах и шляпах «прибывают в село Меховицы на конях». Смотришь и радуешься.
Людмила Владимирова