14 марта в академическом театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера пушкинской «Метели» (12+).
О глупостях и любви
Спектакль по повести Пушкина «Метель» поставил главный режиссер орловского театра Владимир Хрущев.
Преобразовать литературное произведение в тот формат, в котором его можно представить на сцене, – всегда особая задача, и режиссер решал ее в компании столичного художникапостановщика Евгения Никонорова и известной художницы Ольги Далент, в ведении которой оказались костюмы.
– Зритель прежде всего приходит за историей, и мне кажется, мы смогли найти тот подход, тот ракурс, в котором интересно ее представить, – говорит Владимир Хрущев.
На сцене зритель в самом деле видит минимум декораций, но при этом они настолько многофункциональны и используются так гибко, что придают хорошо знакомой истории совершенно новый оттенок.
Эта свежесть восприятия из зрительного зала кажется особенно важной, ведь двадцать первый век радикально отличается от пушкинской эпохи.
– Для меня это один из моментов, составляющих особую прелесть «Метели», – продолжает режиссер. – С одной стороны, все мы влюблялись, переживали страсти, которые казались вечными, делали выбор, разочаровывались. С другой же стороны, современные молодые люди едва ли столкнутся с теми проблемами, с которыми столкнулись герои. Сегодня мнение родителей имеет не такое решающее значение. Однако неизбежно возникнут другие трудности. Юные и пылкие влюбленные всегда живут своими мечтами и своей страстью и, к счастью, еще не знают, насколько сложна жизнь. Да, пусть сегодня, в сравнении с теми временами, о которых повествует Пушкин, у молодых людей намного больше простора для того, чтобы совершать глупости и безумства под влиянием чувств, эти безумства совершали и будут совершать.
Опять метель
Метель в повести Пушкина и спектакле Владимира Хрущева – это не просто важный нюанс или аллегория. Это фактически самостоятельное действующее лицо.
– Это прежде всего метель в душах человеческих, – подчеркивает режиссер. – С одной стороны, метель – это чтото очень русское, это особенность нашей страны, ее особый колорит. Но вместе с тем метель – это глубокий и очень личный процесс для каждого из нас. Это обозначение того, как больно терять и обретать. Именно метель заметает со временем чувства, страсти и ошибки прошлого. Я, разумеется, не могу утверждать за Александра Сергеевича, но у меня во время исследования этой истории сложилось впечатление, что автор хотел сказать нам именно об этом. О том, что есть силы, превосходящие людей в могуществе и мудрости, и иногда нам стоит просто довериться им. Уметь видеть знаки судьбы и следовать им. Ведь это тоже свойство человеческой натуры, присущее не только молодым, мы всегда стараемся чтото изменить, сделать посвоему. Здесь Пушкин дарит героине счастливый финал. Судьба преподносит ей удивительный подарок в лице Бурмина. Случилось ли так, потому что она покорилась судьбе, или же потому что от судьбы все равно не уйдешь, – об этом можно и, наверное, стоит поразмыслить.
За рамками привычного
Чеховский «Вишневый сад» (16+), поставленный Владимиром Хрущевым и открывший в октябре прошлого года театральный сезон в Орловском академическом театре, снискал огромный успех у зрителей.
Несмотря на то, что премьера «Метели» состоялась только что, можно позволить себе предположить, что этот спектакль будет вызывать не меньший ажиотаж.
Казалось бы, трудно найти человека, для которого тот или иной поворот сюжета в истории Пушкина станет неожиданностью – «Метель» была прочитана и проанализирована как минимум в рамках школьной программы. В этом, конечно же, кроется свой подвох, ведь для подавляющего большинства людей понятие «классика из школьной программы» равноценно определению «скучно».
Именно поэтому на «Метель» в академический театр им. И.С. Тургенева стоит сходить и юным, и взрослым зрителям.
То, как подана эта история, то, как на нее смотрят в театре, не просто освежает восприятие. «Метель» как будто раскрывается поновому.
Герои совершают те поступки, которых от них ожидает знакомый с сюжетом зритель, но делают это поразительно живо. Это уже не просто «пушкинские герои», некие абстрактные люди из позапрошлого века, а люди самые живые, настоящие, такие же, как мы сами, как наши друзья и знакомые. Они немного нелепы в своих чувствах и пылкости, трогательны в своей искренности и вызывают неподдельное сочувствие своими переживаниями.
Ведь если мы отбросим контекст, окажется, что так сложно не сопереживать любящему, но лишенному надежды человеку. Или девушке, не смеющей никому рассказать о том, что поневоле, в силу обстоятельств, но предала своего избранника. Или мужчине, который любит искренне и нежно, но не может позволить себе быть с возлюбленной, потому что женат и является при этом глубоко порядочным человеком.
При этом «Метель» в постановке Владимира Хрущева воспринимается легко, из зала зритель выходит с улыбкой, и не только потому, что история заканчивается хорошо. Эта улыбка – следствие того удовольствия, который получает зритель, имеющий возможность не просто наблюдать со стороны за страстями героев, а пережить историю вместе с ними.
Анастасия ИЗВЕКОВА