Спектакль орловского драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина вошел в «Золотой фонд театральных постановок России».
Золотая коллекция
В «Золотую коллекцию» вошел спектакль «Мысль» (16+), поставленный художественным руководителем и режиссером театра Валерием Симоненко по пьесе Леонида Андреева.
В начале марта был опубликован список спектаклей, телеверсии которых будут показаны оператором «Триколор» на собственном канале «Большой эфир».
– «Золотой фонд театральных постановок России» – это крупнейший театральный проект, приуроченный к празднованию 150летия Союза театральных деятелей Российской Федерации. Его главная идея — создание «золотого фонда» из спектаклей, отражающих театральную культуру и традиционные духовнонравственные ценности нашей страны и формирующих ее общий культурный код. Отбор проходил в два этапа. Сначала присланные работы были отсмотрены региональными отделениями Союза театральных деятелей России. Затем из 300 отобранных спектаклей экспертное жюри, куда вошли авторитетные деятели искусства и культуры, телевидения и массмедиа, а также специалисты по театральному искусству, выделяло уже победителей проекта» – рассказал директор «Русского стиля» Алексей Хапков.
11 марта в театре прошли съемки спектакля, и в скором времени телезрители смогут увидеть его таким, каким видят орловские театралы.
Две неожиданности
Для Валерия Симоненко Леонид Андреев – не просто автор, чьи произведения он ставит. Это нечто очень личное.
– Андреев – коварный драматург, писатель, общественный деятель, – говорит он. – Если останавливаться именно на его литературной деятельности, Андреев – продолжатель направления, которое называется «фантастический реализм», продолжатель дела Гоголя и Достоевского. Его произведения на первый взгляд кажутся трагическими, но это лишь на первый, поверхностный взгляд. Для меня Андреев – очень светлый писатель. Я полагаю, что спектакль так прозвучал отчасти именно поэтому – мы пошли не от тьмы, мы поставили его от света. При этом «Мысль» является своего рода театральным трактатом для актеров. Есть такое понятие – «вживаться в роль». Леонид Андреев интересовался тем, насколько обычный, нормальный человек может вжиться в роль, в игру, и что такое игра как категория.
Режиссер подчеркивает: игра – это обоюдоострый меч.
– Пока он находится в ножнах, в театре, он не опасен. Напротив, это игра, которая существует для того, чтобы принести пользу и доставить удовольствие людям, показать им свет, – продолжает Валерий Симоненко. – Но что, если человек решит сыграть в жизни? Ведь каждый в тот или иной момент примеривает на себя маску. Тут наступает опасность, встает вопрос о том, насколько человек может предложить окружающим некий образ, вжиться в него. Велик процент людей, которые теряют себя, не справившись с игрой. В конечном итоге они проигрывают, но проигрывают не потому, что игра в жизни всегда обречена. Они проигрывают, потому что в игре в жизни всегда найдется ктото, кто тебя переиграет. Это вторая неожиданность, которая есть в «Мысли» – мы поменяли жанр, сделали не драму, а детектив. В этой истории столкнулись персонажи, которые начали играть друг с другом. Только в конце герой понимает, что женщина, которую он любил, переиграла его. И как далеко он сам зашел в своей игре.
Пространство и свет
Валерию Симоненко не впервой видеть свою постановку в «Золотой коллекции». В 1984 году спектакль «Любовь? Любовь! Любовь…», поставленный им по комедии Эдуарда Федотова «Классический треугольник» на малой сцене орловского драматического театра им. И. С. Тургенева, имел оглушительный успех и вошел в «Золотой фонд СССР».
Вспоминая об этом, Валерий Иванович отмечает:
– Леонид Андреев – писатель, оказавший большое влияние лично на меня, на мои взгляды. Есть две цитаты, две ключевые мысли из его произведений, которые многое определили для меня: «Чем ярче горит огонь, тем плотнее вокруг него собирается тьма» и идея о том, что только в клетке, в условии ограниченного во всех смыслах пространства, человек начинает развиваться понастоящему. Первое в действительности помогает преодолевать трудности. Второе я применил к себе и стараюсь создавать себе разумные и нужные ограничения. Это касается и театра. Да, возможность ставить в больших театрах у меня была, но мне комфортнее здесь. «Любовь…» тоже была поставлена на малой сцене.
Режиссер говорит, что ему, конечно же, было интересно, какие еще спектакли были отобраны жюри для включения в «золотую коллекцию».
– На стадии отбора я искал в списке фамилии известных мне лично людей, но, к сожалению, обнаружил всего двух человек. С одним из них я учился, с другим знаком, – рассказывает он. – Еще одно интересное впечатление я получил, ознакомившись с итоговым списком. В нем есть «Юнона и Авось» (12+) Марка Захарова, другие известные и совершенно потрясающие спектакли. С одной стороны, такое соседство до определенной степени смутило, хотя я достаточно взрослый человек, привыкший смотреть не на регалии, а на суть. С другой, это, конечно же, очень приятно. Это значит – что тот взгляд на Леонида Андреева, благодаря которому мы поставили «Мысль», имеет отклик в душах зрителей и профессионалов.
Анастасия ИЗВЕКОВА