Десятки тысяч рыбаков и туристов Орловской и Курской областей не раз и не два проезжали через село Копенки. Разбросано оно жизнью и временем по берегу Железногорского озера, в нескольких километрах от плотины на Свапе. Если ехать со стороны Железногорска и свернуть влево не доезжая до нее, попадешь в аккурат на развалины помещичьей усадьбы конезаводчиков Хлюстиных. Мало кто знает, сколько тайн хранят останки барской усадьбы, с полвека претендующей на статус госпамятника…
Выдающийся представитель дворянского рода Хлюстиных — Борис Павлович Хлюстин родился на хуторе Дуброва Кромского уезда Орловской губернии, в феврале 1884 года. У будущего героя морских баталий, видного стратега Императорского флота и строителя РабочеКрестьянских морских сил СССР были воистину редкие предки. Они имели владения и усадьбу в Медыни, поблизости от имения супруги «солнца русской поэзии» А.С. Пушкина, дружили с Гончаровыми.
Наследник славных дел своего рода Борис вместе с братьями Дмитрием и Николаем обучался дома, в сельце Копенки. Отсюда отправятся они служить верой и правдой России и царюбатюшке.
В 1901м Борис – гардемарин, с февраля 1904го – мичман.
В 20 лет его срочно командируют в ПортАртур, где стоял под парами Квантунский флотский экипаж. В первую неделю февраля Борис зачисляется на броненосец «Ретвизан» вахтенным офицером. Недолго ему доведется радоваться и гордиться мощью родного обновленного флота. 31 октября он чудом не погиб от взрыва японской мины на палубе миноносца «Сильный». Там, на рейде далекого ПортАртура, Борис получил «вечную память» — осколок разорвал ему лобную часть, граничащую с виском. Видимо, его защитил Господь, охранявший разум и тело моряка до передачи на руки санитарам крейсера «Паллада»…
Молодой организм победил. Война вывела Бориса в число блестящих патриотовхрабрецов. Теперь уже на борту миноносца «Статный». Экипаж корабля, вахтенным начальником коего служил мичман Хлюстин, осуществил ночной прорыв, разорвав блокаду японских броненосцев. Были спасены штандарты, полковые знамена, архивы и документы русской армии. Команде «Статного» удалось доставить их без потерь в китайский порт Чифу. Моряки спасли боевое знамя Квантунского флотского экипажа, которому впоследствии предстояло стать военноморской реликвией у алтаря петербургского храма Христа Спасителя — Спасанаводе.
За героизм, проявленный экипажем миноносца, государь Николай II поощрил верноподданных воинов грамотой. В наградной на имя «Нашего Мичмана Бориса Хлюстина» от 7 дня февраля 1905 года самодержец всея Руси пожаловал его званием кавалера императорского ордена Святого равноапостольного князя Владимира IV степени с мечами и бантом. В том же году, несмотря на предательства и поражения, понесенные монархией в Русскояпонской бойне, смелый и решительный офицер награждается орденами Святой Анны III степени с мечами и бантом и Святой Анны IV степени с гравировкой «За храбрость».
Потеряв многих сослуживцев в сражениях с японцами, Борис переходит на миноносец «Скорый». За четыре года до Первой мировой войны Хлюстин ходил на линкоре «Андрей Первозванный» старшим штурманом, а также отличился в должности флагштурмана бригады линкоров и минной дивизии Балтфлота. Свою службу на кораблях навигатор совмещал с учебой в Николаевской морской академии, которую окончил с отличием по первому разряду.
Спустя пару лет, лейтенант Хлюстин, капитан II ранга, ведет курс среди юнг и гардемаринов морского корпуса. За успехи в преподавании морского дела и воспитании новых кадров Императорского флота командование награждает его орденами Святого Станислава II степени и Святой Анны II степени.
Большевистская революция, затронувшая каждого смертного в России, не сломила убеждений Бориса Павловича, его понимания предназначения офицерской службы и чести. Судьба отечественного флота была его жизнью, его альмаматер, путеводной звездой в круговороте стихии. Исчезнуть в «девятом вале» Гражданской войны, эмигрировать, уходить в отставку, разводить спирт водой, стреляться претило капитану по духу, вере, характеру, знаниям.
Сокрушаясь по поводу уничтожения царского флота, Хлюстин переходит на преподавательскую деятельность в ВВМУ им. Фрунзе. В Петрограде один из лучших штурманов страны провел тысячи часов с курсантами, обучая их навигации и кораблевождению на посту флагмана кафедры.
В период величайших трагедий в руководящем составе РККА, ВМФ, ВВС, ГВФ, ОСОАВИХИМа, военвузов и наркоматов — годы сталинских репрессий — Хлюстин по счастью для себя и семьи избежал клейма «враг народа». Он несказанно переживал, ибо знал многих репрессированных высших офицеров ВМФ лично. Конечно, он ходатайствовал за них по инстанциям, но приостановить гонения на флот не мог.
В Великую Отечественную войну семья Хлюстиных пережила 900 дней и ночей блокады Ленинграда. Не смотря на голод, холод, бомбежки и артобстрелы, 58летний профессор Хлюстин учил кораблевождению офицеров КБФ. Позже руководил кафедрой девиации ВВМУ им. Фрунзе и кафедрой кораблевождения ВВМПУ МВД СССР.
Учитель военноморской науке долго работал над специализированными учебниками для личного состава ВМУЗ. Опытному штурману и наставнику удалось выпустить несколько пособий по вождению и эксплуатации кораблей. Однако не все его выпускники знали, что уважаемый преподаватель награждался орденом Красной Звезды, дважды – орденами Красного Знамени, Ленина – за стойкость в блокаду; множеством медалей и почетных грамот.
Не все смогли проститься с ним на Волковом кладбище Ленинграда в 1949м, но многие вздрогнули и подняли за него наркомовскую чарку, когда спустили на воду учебный корабль ВМУ «Профессор Хлюстин».
* * *
…По суровоморозной февральской вьюге выбирались мы из колыбельных мест контрадмирала через Высокое на Тросну и Орел. Притормозили на взгорье, у памятника знаменитым священникам Амфитеатровым, с которого, было дело, отбивали буквы пираты XX века.
И вот — ХХIй. До жути зябко, грустно и обидно за предков…
Виктор и Сергей Рассохины
Орел — Железногорск — Копенки — Высокое — Орел