Разработаны поправки в законодательство, позволяющие лишать должников их единственного жилья
Процесс пошел
«У должников предложено отбирать их единственную жилплощадь. Уже готовы соответствующие поправки в Гражданский процессуальный кодекс». Такими новостями СМИ буквально огорошили россиян в первый же рабочий день нового года. Сейчас, как известно, единственное жилье должника неприкосновенно: мой дом – моя крепость.
Хотя, откровенно говоря, еще недавно этого решения ждали многие собственники помещений в многоквартирных домах. Сколько проходило на моей памяти собраний, круглых столов по вопросам ЖКХ, на них обязательно поднималась тема должников. Выяснялось, что чуть ли не в каждом доме есть квартиры, жильцы которых годами ни за что не платят. А ресурсы, потребленные в местах общего пользования, оплачивать за них вынуждены соседи.
И орловские общественники не раз обращались к властям с инициативой снять запреты на взыскание жилплощади должников, даже если она – единственная пригодная для проживания семьи. Но все оставалось попрежнему. И вот, когда уже не ждали…
Дело в том, что с февраля текущего года в наших почтовых ящиках появятся квитанции, в которых объем платы ОДН ограничен нормативами. И собственникам уже будет все равно, сколько народу живет в соседней квартире, кто ворует электроэнергию или платит за нее с опозданием. Теперь об этом должна болеть голова у управляющей компании.
Собственникам же жилья все это было важно, когда жители многоэтажек платили за расходы на ОДН столько, сколько им рассчитывала управляющая компания.
Однако процесс, как говорится, пошел. И законопроект, вынесенный Минюстом на общественное обсуждение, уже вызвал большой резонанс. В дискуссию по уже сложившейся новой традиции включились различные федеральные ведомства, причем далеко не в качестве единомышленников своих коллег из Минюста.
А где эксперимент?
Глава профильного комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская считает, что законопроект, предлагающий забирать у должников единственное жилье, имеет право на жизнь, так как в нем речь идет об избыточном жилье, но важно его «аккуратно прописать, чтобы не было двойных толкований в суде, чтобы в итоге люди не оказались на улице».
А вот пресссекретарь президента Дмитрий Песков более осторожен: «Говорить о том, что в Кремле есть какаято позиция по этому вопросу, – отметил он, – преждевременно. Это одно из рабочих предложений, которое подлежит детальной проработке и с юридической точки зрения, и с точки зрения правоприменения. Предстоит, безусловно, собрать еще мнения многих ведомств, многих сторон».
Глава СПЧ Михаил Федотов предлагает сначала провести в одном из российских регионов эксперимент по выселению должников. Иначе потом выяснится, что закон не учитывает одного, другого, третьего…
Авторам законопроекта пришлось в срочном порядке еще раз уточнять и конкретизировать свою позицию, публиковать дополнительные подробные разъяснения. Итак, чего хотят в Минюсте?
Последнее имущество
В своих разъяснениях ведомство первым делом попыталось успокоить граждан: дескать, никого выкидывать на улицу не собираются. Более того, предполагается, что человека ни на минуту не оставят в как бы подвешенном положении, когда старой квартиры уже нет, а новой еще не приобретено.
Должники смогут жить в проданных квартирах до тех пор, пока не купят или не получат новое жилье. Между тем именно этот момент больше всего волновал экспертов, когда Министерство юстиции опубликовало проект. Выходит, самое главное препятствие снято.
Кроме того, как пояснили в Минюсте, за единственной квартирой человека придут в самом последнем случае; если есть какоето иное имущество, то сначала обратят внимание на него.
Если же у должника нет ничего: ни имущества, ни счетов в банке, ни достаточной зарплаты, позволяющей в обозримом будущем рассчитаться, – только тогда начнут высчитывать квадратные метры. Причем наложить взыскание на квартиру может только суд.
Арестовать и продать можно будет не любое жилье. Забирать планируется именно излишки квадратных метров, если они вдвое превышают минимальную норму площади на человека.
Продам с должниками
Еще одно условие: рыночная цена единственной квартиры должника должна в два раза превышать стоимость той квартиры, в которую гипотетически ему придется переехать. То есть соответствующей по размеру минимальной жилой норме. Рассчитываться стоимость гипотетической квартиры будет с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утверждаемой региональными властями.
И еще: долг человека должен составлять не менее пяти процентов от рыночной стоимости его квартиры. Когда на человеке висят копейки, жилье не тронут.
Лишь когда все совпало, суд разрешит выставить квартиру на торги. Однако должника не выселят до тех пор, пока не станет ясно, где ему дальше жить.
– У должника и членов его семьи сохраняется право проживания в жилом помещении, на которое обращено взыскание, – поясняют в Минюсте. – Пока должнику и членам его семьи не будет предоставлено иное помещение, их выселение не допускается.
Зато квартиры будут продаваться вместе с живущими в них должниками. Покупатели должны будут понимать, что сразу въехать в новые апартаменты не смогут. Но жилье обязательно освободится.
Если должник в течение трех месяцев не сможет купить жилье, он должен будет перечислить полученные средства в местный бюджет. А местные власти затем в течение двух месяцев предоставят ему жилое помещение – строго по нормам. Вот только о том, где местные власти возьмут такое жилье, в законопроекте нет ни слова. Между тем известно, что даже программа переселения из аварийного жилья испытывает сегодня по причине дефицита на рынке малогабаритного жилья огромные трудности.
Тут вам не коммуналка
Еще в разъяснениях Минюста говорится, что к должникам не планируется никого подселять, отчуждать у них доли в праве на квартиру, их квартиры не будут превращаться в коммуналки.
Важный момент: вводимый порядок будет применяться к отношениям, возникшим после дня вступления закона в силу. Иными словами, основной массе нынешних должников уменьшение жилплощади не грозит. Но есть исключение: для алиментщиков, а также должников по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, закон, как предполагается, будет иметь обратную силу. То есть тот, кто должен своему ребенку сегодня, завтра будет вынужден продать часть своих квадратных метров, чтобы расплатиться.
В каком виде окажется окончательный вариант законопроекта, скоро увидим. Из практики известно, что такого рода законодательные акты, когда надо властям, «пекутся» очень быстро.
Борис МУТАФ