Теперь общественники смогут проверять предприятия ЖКХ на законных основаниях
На днях постановлением Правительства РФ утверждены правила общественного жилищного контроля, в котором граждане участвуют в качестве общественных инспекторов и экспертов. Документом определен порядок, формы и сроки проведения общественного жилищного контроля.
Оговаривается, что такой контроль направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан, повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов госвласти, местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, других органов и организаций, исполняющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством.
Между тем в Орле уже не первый год успешно действует центр общественного контроля «ЖКХКонтроль», созданный при региональном отделении общественного движения «Объединение потребителей России». Мы попросили поделиться опытом зампредседателя этой общественной организации Рафаила Исламгазина.
– В Орловский региональный центр общественного контроля за истекший год обратились 464 человека. Подготовлены ответы на 523 вопроса.
Более 40% всех жалоб и заявлений пришлось на неисполнение управляющими компаниями работ, предусмотренных договорами управления. Не проводятся регулярные техосмотры общего имущества; собственникам не представляются акты выполненных работ, не выносятся на обсуждение на общих собраниях перечни работ и размеры платы по содержанию общего имущества.
За год поступило 18 обращений о смене управляющих организаций, и общественная организация оказывала жителям помощь в проведении собраний и оформлении протоколов после них.
Многолетним лидером по количеству жалоб является ЗАО «ЖРЭУ № 1». Сейчас в Арбитражном суде Орловской области рассматриваются дела о банкротстве этого ЗАО и еще ряда управляющих компаний. И жители, в большинстве своем добросовестно оплачивавшие в эти УК коммунальные услуги, недоумевают: куда же делись их деньги? Мы тоже обращаемся к правоохранительным органам с просьбой проверить: нет ли здесь признаков преднамеренного банкротства компаний?
Многие горожане приходят к нам за помощью в открытии спецсчетов на капремонт. Однако людей останавливает то, что счет можно открыть только через два года после проведения собрания. Хотя регионам сегодня предоставлено право самим решать вопрос о сокращении сроков открытия спецсчета, наш облсовет никак не мог рассмотреть этот вопрос. Но, благо, он уже разрешился на федеральном уровне. Накануне нового года в ЖК РФ внесена поправка, по которой срок сокращен до одного года. В Орле уже имеются решения собраний об открытии таких специальных счетов.
Могу доложить, что за истекший период собственники помещений с помощью общественников выиграли четыре суда первой инстанции и один суд второй инстанции. Оказана помощь в отмене нескольких судебных приказов.
– Как, на ваш взгляд, обстоит сегодня ситуация с общественным контролем в ЖКХ?
– Судите сами: в многочисленных комиссиях, создаваемых городской и областной властью, как правило, отсутствуют представители общественности. Разговоры по возобновлению Общественного совета по ЖКХ при горсовете продолжаются уже два года. Вроде была достигнута договоренность о приглашении общественников на заседания профильного комитета горсовета. И один раз председатель Координационного совета органов ТОС даже был приглашен. Но на этом взаимодействие закончилось.
При губернаторе области создан Общественный совет по ЖКХ, где был рассмотрен ряд острых вопросов. Однако предложения общественников так и не реализованы. Правда, одно общее достижение все же есть. В течение трех лет общественники добивались, чтобы приказы по установлению нормативов потребления ОДН по ХВС и ГВС в области были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Это сделано.
Остаются без внимания наши просьбы об оказании финансовой поддержки деятельности Орловского регионального центра «ЖКХКонтроль». С общественников требуют оплаты коммунальных услуг в общественной приемной, хотя эти люди безвозмездно, за счет своего личного времени консультируют граждан по проблемам ЖКХ, по сути, исполняют обязанности чиновников.
И завершающее в ушедшем году дежурство в общественной приемной лично я проводил в романтической обстановке – при свечах. Электричество было отключено.
– А еще хоть какойто общественный контроль в ЖКХ областного центра остался?
– Продолжает действовать Координационный совет домовых комитетов Советского района Орла. Его члены помогают председателям домкомов и советов МКД выстраивать отношения с управляющими организациями, проводить собрания и оформлять протоколы.
Восьмой год идут занятия в Школе жилищного просвещения, где рассматриваются самые «горячие» вопросы ЖКХ, происходит обмен опытом. Продолжается работа по правовому просвещению граждан в СМИ.
В последнее время в Орле появилось много активных собственников жилья, которые хорошо изучили жилищное законодательство. Появляются и различные общественные объединения. Но, с другой стороны, и проблем в отрасли уйма, и в них нужно разбираться постоянно, добиваться от чиновников, управляющих компаний исполнения законодательства.
– И что, повашему, сейчас может вдохнуть в общественный контроль в ЖКХ в Орле второе дыхание?
– В СМИ появились сообщения о намерении создать в районах общественные приемные губернатора. Реготделение «Потребителей России» тоже готово участвовать в этом проекте в качестве методического и консультационного органа. Предлагаем сотрудничество и с Госжилинспекцией, органом муниципального жилищного контроля. Это может выражаться в совместном проведении просветительских семинаров, участии в работе комиссий по проверке исполнения Жилищного кодекса, в совместном отстаивании интересов жителей в судах.
Считаю необходимым создать в Орле комиссию по определению рейтингов УК, в которую могли бы войти жилинспекция, Роспотребнадзор, муниципальный жилконтроль, прокуратура, общественные организации. Комиссия будет систематизировать жалобы граждан, подводить итоги работы УК и ежеквартально публиковать их рейтинги, что позволит жителям правильно выбирать управляющую организацию.
В Туле, например, рейтинг УК определяется по следующим критериям: задолженность; количество жалоб жителей; прозрачность деятельности управляющих организаций (состояние отчетности) и т.д. Они публикуются в СМИ и распределяются по трем группам: зеленая, желтая и красная. Руководители УК, попавших в красный сектор, стараются выскочить оттуда как можно быстрее.
Борис МУТАФ