Орловские школы становятся доступной территорией для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов
Происходящие в России реформы затронули и школу. Одна из последних по времени – широкое внедрение в систему инклюзивного образования совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. Внимание при таком обучении уделяется индивидуальным потребностям и особенностям каждого ребенка. Исходя из этого строится и преподавание.
Делай, как я
Одной из первых в школе № 24 им. И.С. Тургенева экспериментальные схемы инклюзивных уроков разработала и провела преподаватель технологии заслуженный учитель РФ Лидия Хрипунова. Опытный педагог, победитель профессионального конкурса «Учитель года1996», автор нескольких методических программ по своему предмету, Лидия Васильевна предложила для практического занятия технологию приготовления бутербродов. Урок в пятом классе проходил с участием гостей, воспитанников областного реабилитационного центра. Были созданы две разновозрастные команды, которые за два часа не только познакомились между собой, но, помогая друг другу, вместе приготовили и украсили горку разных бутербродов и даже успели дружно съесть их, запивая чаем. Как признается Лидия Васильевна, в ходе занятия пятиклассники не раз шептали своим гостям из центра: «Смотри, как надо, делай, как я». И эта доброжелательность, это стремление помочь ровесникаминвалидам – едва ли не главный нравственный итог совместного урока. Опыт имел такой положительный эффект, что в декабре 2016 года последовало совместное же внеурочное занятие по изготовлению и украшению новогодних имбирных пряников – мастеркласс Хрипуновой и ее учеников для коллег реабилитационного центра, его воспитанников и их родителей. Итогом этого удачного эксперимента стал подготовленный обоими образовательными учреждениями областной семинар. Стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве, запланировали темы как для расширения кругозора детей с ОВЗ, так и для развития их профессиональной ориентации.
Системный подход
Но если в школе № 24 пока только отдельные учителя обобщают первые эксперименты в сфере инклюзивного образования, то школа № 7 уже широко делится опытом системного подхода к решению проблемы. В феврале 2016 года ее директор Ирина Хрипунова выступила с докладом «Школа – территория для всех» на семинаре руководителей образовательных учреждений, организованном городским управлением образования. О нем мне как раз и рассказал директор школы № 24 Александр Афонин, к слову, в 2004 году победитель регионального конкурса «Учитель года». Он высоко оценил и организацию, и содержание семинара. Он же порекомендовал посетить несколько школ, в том числе № 7, которая одной из первых в Орле в 2014 году включилась в государственную программу «Доступная среда» и многого достигла в ее практической реализации.
Под знаком милосердия
– На подготовительном этапе мы провели анкетирование педагогов, учеников и родителей, изучили всю доступную литературу по теме, разработали нормативную базу, пакеты диагностических и методических материалов, – поясняет Ирина Юрьевна. – Но самое большое внимание на этом этапе мы уделили подготовке учеников и их родителей к приему в школу детей с ОВЗ. Без формирования соответствующего моральнопсихологического климата даже сильная материальная база не обеспечила бы нужную для совместного образования среду.
С этой целью здесь со всеми учениками провели цикл акций милосердия, классных и общешкольных мероприятий. Одновременно велась и системная работа с родителями: тематические собрания, индивидуальные и групповые тренинги и консультации штатного психолога.
Учатся учителя
Но школа не может стать «территорией для всех», если к работе с особенными детьми не готовы сами учителя. Поэтому был разработан перспективный план повышения профессиональной квалификации учителей, их участия в разного уровня методических и обучающих семинарах и мастерклассах. 15 педагогов школы прошли специальную курсовую подготовку по программе «Доступная среда». Непосредственно в школе провели несколько тематических педсоветов и психологических тренингов с учителями начальных классов и предметниками, разработали программы внеурочных групповых и индивидуальных занятий в соответствии с особенностями здоровья каждого ребенка. Фактически учитель стал координатором в сотрудничестве со всеми участниками воспитательнообразовательного процесса: коллегами, родителями и учащимися. Это совсем непросто, потому что из почти 400 учеников в школе только соматически ослабленных детей больше 80, у 32 медицинские справки по поводу ОВЗ, у пятерых диагностировано нарушение эмоциональноволевой сферы, у троих – опорнодвигательного аппарата. Еще 13 детей обучаются на дому – словом, фактически каждый третий ученик нуждается в индивидуальном подходе.
Безбарьерная среда
Разумеется, все это время школа работала и над созданием безбарьерной среды. Директор показывает кабинеты с компьютерным оборудованием для индивидуальных занятий. Так, только в результате работы с комплексом «Волна» у детей с ОВЗ понизилась тревожность, наблюдается улучшение памяти, внимания, работоспособности; произошло снижение числа респираторных заболеваний. Оснащена школа специализированной мебелью и сантехникой, есть подъемник и широкий пандус в коридоре. В прошлом году им пользовалась одна первоклассница, а в этом году, благодаря усилиям медиков, девочка стала ходить. Этой новости искренне радовались и взрослые, и дети.
– Нам хотелось убедить всех, что интеграция и возможна, и полезна обеим сторонам, – говорит Ирина Хрипунова. – Детям с ОВЗ она обеспечивает широкое общение со сверстниками, освоение новых практических навыков, доступ к общеобразовательным программам. А здоровым детям совместное обучение необходимо для формирования терпимости к физическим и психическим особенностям сверстников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. Дети, способные к сочувствию с ранних лет, готовые прийти на помощь своим ровесникам, и во взрослой жизни будут значительно отличаться от тех, кто рос в неприятии чужих проблем со здоровьем.
Валентина Новошинская