В Орле немало примеров, когда многоэтажки, где собирали взносы на капремонт не в «общий котел», а на спецсчете, уже попробовали, как это работает. Среди них и дом № 7 по ул. Новосильской.
У парадного подъезда
– Все это было сделано прошлой осенью, – показывает произошедшие в доме изменения председатель совета собственников и одновременно домового комитета Раиса Агеева. – В сентябре я вернулась с дачи, и до конца ноября здесь полным ходом шла работа. В подвале поменяли узел розлива холодной воды. Во всех подъездах заменили обветшавшие деревянные окна на пластиковые. Внутренние двери в подъезде – тоже пластиковые.
Установили новые почтовые ящики. В первом и четвертом подъездах положили новую плитку, закупили ее и для двух остальных подъездов, которые обновятся уже в текущем году. В одном подъезде заменили систему отопления на новую с металлопластиковыми трубами и современными радиаторами. И теперь здесь в любое время комнатная температура.
Настоящей «изюминкой» дома стали входы в подъезды. Вместо разрушавшихся бетонных козырьков – теперь ажурные кованые навесы, покрытые мягкой кровлей. В гармонии с таким крыльцом и перила, выполненные в стиле той же художественной ковки. Ступени лестниц стянуты металлическими уголками, благодаря чему сохранятся надолго. Впрочем, и бетонный козырек никуда не делся, он отремонтирован и аккуратно спрятан под сайдингом.
– Хотели в едином стиле украсить и входы в подвал, – рассказывает Раиса Петровна, – но пока не хватило средств.
Всю эту красоту удалось сделать благодаря тому, что дом сдает взносы на капремонт не в «общий котел», а на специальный счет.
– Когда определялись, как будем собирать взносы, мнения были разные. А больше всего, пожалуй, такие: дескать, я лучше буду копить их на своей сберкнижке, а потом, когда понадобится, отдам. Но как же мы начнем капремонт, если у нас не будет на общем счете денег? Этот аргумент убедил, большинство проголосовало за спецсчет.
– И я не жалею, что сделали такой выбор, – говорит Раиса Петровна. – Если бы не спецсчет, мы бы не дождались ремонта. Наша очередь подойдет аж в 2028 году. А так свои деньги мы видим, можем ими пользоваться. Я каждый месяц, бывая в региональном Фонде капремонта, беру выписку, кто и как платит. В Сбербанке получаю сведения о состоянии счета, денежных остатках.
Подъезд преобразился
– Когда собирались менять внутренние двери подъезда, – рассказывает Раиса Петровна, – тоже держали совет: какие возьмем? Многие настаивали: нужны только деревянные, а то пластиковые пнешь ногой – и все. Но ведь чуть ли не во всех магазинах, офисах в городе двери именно пластиковые и годами с ними ничего не происходит, никому в голову не приходит их пинать. И при этом очень красиво, в чем теперь убедились не только жители дома. Когда внешние двери открыты, и ктото из прохожих случайно заглянет в подъезд – просто останавливаются от изумления.
На пороге перед подъездной дверью совсем подомашнему – коврик. А сразу за дверью – ковер. Ну как, глядя на этот порядок, пойдешь, не почистив обувь! На окнах в подъезде – занавески, на площадках и подоконниках много цветов. На стенах фотопейзажи в рамочках.
Уже и в других подъездах, где до сих пор считали, что ничего менять не надо – и так сойдет, теперь интересуются, что да как сделать. По крайней мере, там тоже от грязи и мусора подъезды вычистили.
В планах старшей по дому – навести порядок и на придомовой территории. Сейчас она, как проходной двор. Тем более что неподалеку точка, торгующая спиртным, и ее посетители частенько оказываются на лавочках детской площадки.
– Хотим установить забор, – делится планами председатель домкома, – чтобы посторонние, да еще со спиртным, сюда не заглядывали.
Пора подправить изгородь палисадничка перед домом, заасфальтировать дворовый проезд. Негоже, что перед красивыми подъездами в дождь собираются глубокие лужи. В администрации города поддержали инициативу домкома по ремонту двора, правда, пока он числится в резервном списке.
– А так жильцы у нас дружные, – считает Раиса Петровна. – Многие с удовольствием выходят на уборку, благоустройство территории.
Председатель домкома сумела наладить контакты с соседним предприятием «Радуга». Аккуратненький металлический заборчик – это их подарок соседям. Не оставляет без внимания своих избирателей депутат горсовета по округу Татьяна Малыгина.
А вот с управляющей компанией отношения не сложились. Сейчас дом № 7 по ул. Новосильской в процессе смены УК.
Как рассказывают жильцы, прежняя компания не желала прозрачности в использовании денег.
– То какуюто мазню сделают, нас не спросив, то деревья попилили – тоже без нашего ведома. И только деньги снимают и снимают…
В новой компании жильцам обещают совсем другой подход. Главное – деньги тратить по факту выполненных работ.
Откуда не ждали…
Всем известно: активная работа держится в основном на энтузиазме. Но недавно в Жилищном кодексе появилось положение, позволяющее выделять средства на нужды совета собственников. Жильцы дома № 7 приняли решение собирать на эти цели сверх квартплаты по 30 копеек с квадратного метра. Хотя средства и небольшие, но на них можно оперативно купить семена, саженцы, компенсировать затраты на канцтовары.
В последнее время домовый комитет взял под свой контроль работу провайдеров в доме. Оказалось, что из четырех, представленных в доме фирм, две платят деньги управляющей компании. Теперь ситуация меняется.
Тем временем проблемы возникли там, где их совсем не ждали. С недавних пор сметную документацию необходимо отдавать на проверку ее достоверности. Оплачивает работу проверяющих заказчик. И получилось так: сметная документация на производство работ потянула примерно на 200 тысяч рублей, а проверяющие потребовали из них около 20 тысяч.
– Ну как мне это объяснить людям? – с обидой говорит Раиса Петровна. – Раньше тоже были какието накрутки, там 2% или полторыдве тысячи рублей – еще куда ни шло. Но отдавать десятую часть сметной стоимости работ за сверку готовых цифр… При этом мне говорят, что с нас еще мало взяли, могли потребовать и 30 тысяч. А мы изза этой проверки не смогли завершить запланированное в подъездах.
Обиду председателя домкома понять можно: деньги на спецсчете не бюджетные, а личные взносы собственников. Кроме того, они сами находили подрядчика, определяли, какие работы проводить, согласовывали их объемы. Зачем же над ними нужна такая «опека»? Да еще за такие деньги?
– Когда речь идет о капремонте всего дома, – продолжает мысль Раиса Петровна, – где общая сумма капремонта оставляет 56 млн рублей, тогда можно согласиться. А когда мы ремонтируем дом по частям, это сколько же придется переплатить одним только проверяющим?..
Борис МУТАФ