Живописец, график, книжный иллюстратор, плакатист и педагог Антонина Федоровна Софронова родилась в 1892 году в селе Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Покровский район).
Начало биографии
Ее отцом был земский врач Федор Васильевич Софронов – личность во всех отношениях неординарная. Он, кроме основной профессии, в которой приобрел непререкаемый авторитет у местных жителей, писал стихи и статьи для научных журналов, ставил как режиссер любительские спектакли в Дросково, а на деньги от продажи билетов приобрел оборудование для местной пожарной дружины, которой сам и руководил.
Его дочь Антонина тоже участвовала в любительских спектаклях, писала стихи, занималась музыкой. Училась первоначально в женском коммерческом училище в Киеве, которое окончила в 1909 году с золотой медалью. Однако в дальнейшем Антонина выбрала не коммерцию, а искусство.
В 1908 году земский врач Софронов был заподозрен в сочувствии к революционерам и отстранен от заведования дросковской больницей, которой он отдал 20 лет своей жизни. По этой причине семья в 1909 году переехала в Орел, где Федору Васильевичу удалось найти частную практику. Тогда же, завершив обучение в Киеве, приехала к родителям и Антонина.
В 19091910 годах она училась в Орловской музыкальной школе, но, не окончив ее, уехала в Москву и поступила в художественную школу Ф.И. Рерберга. Обучаясь, в 1911 году получила свидетельство Московского учебного округа о прохождении испытаний на звание домашнего учителя по ряду предметов школьной программы. К этому периоду относится и первое ее участие в выставках – ученической в Москве (1912 год) и организованной обществом изящных искусств в Орле (1914 год).
Это была первая полноценная выставка Софроновой, на которой ее полотна соседствовали с картинами такого известного мастера, как Константин Коровин – почетного члена Орловского общества изящных искусств.
Разочаровавшись в «скуке академических рамочек» Рерберга, Антонина Софронова в начале 1913 года перешла в студию живописи и рисования И.И. Машкова. В первый же год занятий у нового наставника девушка познакомилась с молодым преподавателем студии Генрихом (Гарри) Блюменфельдом, принявшим потом православное имя Андрей. Через два года она вышла за него замуж. История их любви и короткой совместной жизни достойна большого романа (причем в письмах), но это отдельная история.
24 июля 1917 года у Антонины Федоровны, проживавшей в это время в Орле, родилась дочь Ирина. Гарри Блюменфельд скончался после тяжелого заболевания в 1920 году, и Антонине Федоровне пришлось одной поднимать на ноги и воспитывать дочь, которая тоже стала впоследствии известной художницей.
Софронова и Орловщина
Антонина Федоровна Софронова, пожалуй, единственная из крупных художников, творивших в XIX – первой половине XX века, кто не только родился на нашей благословенной земле, но и долгие годы был связан с нею крепчайшими узами.
Особенно памятным среди всех орловских периодов стал для нее промежуток с 1917 по 1920 год, включивший в себя тяжелейшие испытания гражданской войной.
После рождения дочери Ирины художница только раз покидала Орел: в декабре 1917 года отвозила свои орловские пейзажи на очередную выставку «Мир искусства».
Вернувшись в Орел, провела зиму 1918 года в заботах о дочери, семейных хлопотах, чтении и рисовании. С весны она начинает прогулки с дочкой по городскому парку и пишет пейзажи. Осенью 1918 года в попытке заработать на хлеб насущный Софронова участвует в переписи населения и начинает вести уроки рисования в школах Орла.
В годы гражданской войны для семьи Софроновых начались тяжелые испытания: в Орле после заболевания тифом умерли ее мать Александра Николаевна и племянница Наташа.
Федор Васильевич Софронов после этих трагических событий, опасаясь все усиливающихся в Орле голода, холода и эпидемий, увез семью в село Дросково.
Тяжелые это были времена для художницы. Лишь работа спасала от тяжелых раздумий.
В дросковский период Антонина Федоровна много рисует пейзажи и пишет портреты своих близких. Но, к сожалению, сохранилось лишь небольшое количество работ тех лет. Портрет Федора Васильевича Софронова дольше других существовал в семье сестры Евгении Федоровны, но и он сгорел во время войны в Мценске в 1941 году.
В одной из дневниковых записей сохранился для нас буквально крик ее души: «Господи! Помоги остаться только художником!».
Осенью 1920 года Антонина Федоровна Софронова с согласия отца и сестры, оставив маленькую дочь на их попечение (Ирина приехала к матери только через пять лет), уехала в Тверь.
Жизнь в Москве. Итоги
А с 1921 года художница уже навсегда переселилась жить и работать в Москву, где стала преподавать живопись и рисунок, сотрудничать в качестве оформителя в журналах и книжных издательствах. Но летом она всегда уезжала на природу – в родные орловские места, Подмосковье, на Украину, на Кавказ. Во время войны Антонина Федоровна ненадолго эвакуировалась на Урал, но в 1943 году снова возвратилась в Москву.
И все это время работала, работала, работала. В 1962 году, во время наступившей «оттепели», в Центральном Доме литераторов впервые после длительного перерыва, к 70летию полузабытой художницы была организована ее большая персональная выставка. А 14 мая 1966 года Антонина Федоровна Софронова умерла в Москве, в своем доме по Большому Афанасьевскому переулку, где прожила свыше 40 лет.
Что же оставила после себя художница?
Более 500 живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям. К ее живописи подходят слова, записанные когдато в дневнике рано умершим мужем: «Живопись должна быть скромная, простая и хорошая. Как настоящее красивое лицо. Чтобы сразу незаметно было».
Лучшие картины Антонины Федоровны Софроновой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном музее Андрея Белого в Москве, во многих других российских музеях (в том числе на родине, в Орловском музее изобразительных искусств), в частном музее русского искусства Р. Герра в Париже, в греческой коллекции Г. Костаки.
К 100летию со дня рождения А.Ф. Софроновой прошли две ее персональные выставки – в Третьяковской картинной галерее и Орловском музее изобразительных искусств.
18 апреля 1997 года в Орле на доме по улице им. М. Горького (бывшей Садовой), где она некоторое время жила, была установлена мемориальная доска, а на родине, в селе Дросково, именем художницы назвали сельскую библиотеку.
Благодаря активности дочери Ирины Евстафьевой и ее мужа – хранителей и активных пропагандистов творчества Антонины Софроновой – в 2001 году в серии «Художники русского авангарда» вышла 600страничная книга – «Антонина Софронова. Записки независимой». Так что к настоящему времени имя выдающейся русской художницы ХХ века, одной из «амазонок русского авангарда» после долгого забвения, наконецто, стало звучать в полный голос.
Александр Полынкин