В Орле обсудили возможности для более эффективной поддержки одаренных школьников
Круглый стол по этой проблеме собрал в библиотеке им. Бунина представителей общеобразовательной и высшей школы региона, библиотек и общественных организаций.
Государственное дело
Традиция отбора наиболее одаренных молодых представителей общества для решения государственных проблем, обеспечения научного и технического прогресса имеет многовековую историю во всех цивилизованных странах. В современной России поддержка одаренной молодежи рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства. Она регламентирована Указом президента, поощряется грантами, стипендиями глав городов и регионов. Но в повседневной жизни талантливому ребенку трудно проявлять себя в полной мере. Дело в том, что он далеко отрывается от одноклассников в умственном развитии, потому обречен на непонимание и даже насмешки. В такой ситуации очень важна своевременная поддержка взрослого, того человека, который способен угадать творческую личность в первом сочинении или рисунке, задатки изобретателя – в самодельном приборе для урока физики или химии. Но чтобы развивать эти способности, нужны совместные усилия семьи, школы и вуза, педагогов дополнительного образования и сотрудников библиотек. Словом, напомнила ведущая круглого стола кандидат педагогических наук Галина Казначеева, «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Школа для интеллектуалов
Это мнение разделяют в областном Институте развития образования, который в обсуждении темы представляла заместитель директора кандидат педагогических наук Оксана Поповичева. Она, в частности, рассказала, что ежегодно в области проводится более 60 конкурсных мероприятий, в которых принимают участие свыше девяти тысяч школьников всех возрастов. Трудно переоценить в этом плане роль ежегодной Всероссийской олимпиады. В 2016 году в ней приняли участие 34825 учеников, а в заключительном этапе от нашей области выступили 22 победителя. В 2017 году заявки на участие в школьных, городском и региональном этапах олимпиады подали 31755 учащихся, 17 лучших представят Орловщину во всероссийском финале.
– Для своевременного выявления и развития интеллектуального потенциала одаренных детей на базе нашего института работают очнозаочная школа «Интеллект» и школа дистанционных образовательных технологий, в которых во внеурочное время ежегодно занимаются около 900 старшеклассников, – сообщила Оксана Николаевна. – Повышенный интерес «умников и умниц» к этим школам объясняется тем, что для работы в них привлечены лучшие педагогипредметники и методисты Орла и области, многие из которых – авторы уникальных учебных программ и курсов. Их ученики неизменно становятся победителями и призерами всех этапов Всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных конкурсов, а выпускники добиваются успехов в самых различных видах исследовательской и научной деятельности.
Заинтересованы в поддержке одаренной молодежи и вузы Орла. Во многих для старшеклассников созданы специализированные общеобразовательные центры, кружки и школы юных физиков и химиков, программистов и экологов, математиков и биологов, физиологов и теологов. В начале нынешнего года открыта и школа юного медика.
Состояние души
В городских библиотеках – свои программы поддержки юных талантов. Убежденные в том, что «творчество – это потрясающий способ существования, это состояние души», их сотрудники в основном развивают исследовательские и творческие задатки юных читателей, Так, детская библиотека им. Пришвина почти 15 лет совместно с писательской организацией осуществляет детские издательские проекты. О них участникам круглого стола рассказала заведующая отделом Татьяна Чупахина. За это время было издано несколько сборников детского литературного творчества, не раз отмеченных Союзом писателей России.
Долговременные творческие программы с участием одаренных детей реализуют практически все библиотеки Орла. «Бунинка», к примеру, уже в третий раз проводит конкурс на самого внимательного читателя, пропагандируя чтение классики и стимулируя ее глубокое прочтение и осмысление. А в рамках проекта «Россия – космическая держава», стартовавшего в 2015 году, она организовала несколько общегородских познавательнопросветительских мероприятий с литературными опытами, конкурсами и выставками детских работ. Вот и в канун Дня космонавтики библиотека приняла ассамблею талантливых детей Орла, для которых большую программу под названием «Мы – дети Галактики» подготовили старшеклассники лицея №1. К слову, его ученики из года в год показывают высокие результаты на предметных олимпиадах всех этапов.
Привлечь успех
Особая категория – детиинвалиды с творческими задатками. В этой связи заслуживает самого внимательного изучения и поддержки опыт Ресурсного центра дистанционного образования, который представляла его директор Нина Пилюгина. Центр работает с категорией «особые дети», среди которых тоже немало одаренных. Изза изолированности от общества попасть в ситуацию успеха им сложнее. Поэтому для выявления их интеллектуального и творческого потенциала здесь выстроена система проектной деятельности исследовательского и краеведческого направления. С этой целью в центре ежегодно объявляется более десятка мероприятий конкурсного характера, в которых проявить себя может каждый ученик. В тесном партнерстве с семьей педагоги делают все возможное, чтобы «особенные дети» участвовали в различных творческих конкурсах, проектах, олимпиадах всероссийского и международного уровня. Убедились на многочисленных примерах и судьбах своих учеников: всякая, даже крохотная победа, повышает их самооценку и ставит в ситуацию успеха, что очень важно для выбора будущей профессии, успешной адаптации в современном мире.
На фоне очевидных достижений участники круглого стола констатировали и общие проблемы, связанные с обучением одаренных детей. Прежде всего, это недостаточное методическое и экспериментальное обеспечение процесса обучения, дефицит компетентных педагогов, отсутствие возможностей для повышения их квалификации, для работы с юными талантами в условиях общеобразовательной школы. Решением этих проблем и предстоит заняться заинтересованным образовательным организациям в ближайшие годы.
Валентина Новошинская
Фото из архива библиотеки им. Пришвина