Малоизвестные страницы из жизни профессора Глуздовского. Часть II
Научная работа
После демобилизации в октябре 1943 года Виктор Глуздовский был зачислен в Московский авиационный институт на факультет авиамоторостроения. В апреле 1948 года он защитил дипломный проект с оценкой «отлично».
С июня 1947 года он стал работать инженером в Особом конструкторском бюро.
Через год переведен в конструкторское бюро № 2 на должность старшего инженера как специалист по реактивной технике. С конца 1949 года работает в специальном конструкторском бюро при научноисследовательском институте химического машиностроения.
Написал три работы по вопросам реактивной техники. Изобрел прибор, позволяющий графически решать важные уравнения газовой динамики (авторское свидетельство № 84337). В феврале 1949 года зачислен в заочную адъюнктуру Академии артиллерийских наук.
ЗРК «Беркут»
Начало 1950х годов стало для Глуздовского порой становления, жизненной и профессиональной закалки. Именно такие люди, как он, требовались в период научнотехнической революции в вооружении ПВО.
9 августа 1950 года вышло Постановление Совета министров СССР за подписью
И. В. Сталина о создании суперсовременной эффективной системы противовоздушной обороны городов и стратегических объектов под шифром «Беркут».
Приказом Министерства вооружения СССР была создана головная организация – КБ1 (ныне конструкторское бюро концерна ПВО «АлмазАнтей»).
Конструкторов «Беркута» было два – П. Н. Куксенко и С. Л. Берия. А вот заместитель у них был один – А. А. Расплетин, который позже станет генеральным конструктором зенитных систем, известных всему миру. По преданию наименование первой зенитной ракетной системы образовывалось первыми буквами фамилий главных конструкторов («БерКут»). После низвержения Лаврентия Берии система «Беркут» получила безликое обозначение «Система25». Вскоре утвердилась и сокращенная форма – С25.
Капустин Яр
В 1951 году в рамках начала заводских испытаний на полигоне Капустин Яр был проведен первый пуск зенитной ракеты С25.
В интересах «военного строительства» Виктор Глуздовский около семи лет служит на полигоне. На первом этапе автономных испытаний ракеты с 25 июля по 16 декабря 1951 года было произведено 30 пусков ракет первых трех серий, из которых 26 – с программным управлением ракетой от бортового устройства.
Задачами первого этапа автономных испытаний ракеты являлись отработка старта ракеты, исследование ее летных характеристик и проверка работы бортовой аппаратуры.
Основную работу по обработке результатов измерений и их анализу выполняли сотрудники ОКБ301 и КБ1, в том числе Глуздовский.
Во время очередного испытания он попал в зону взрыва, получил тяжелые ожоги.
В 1953 году был выполнен пуск по самолетумишени, летящему на высоте в 7000 метров, самолет был сбит. Этот день можно считать днем рождения нового вида вооружения ПВО, которое было способно вести эффективную борьбу с самолетами противника днем и ночью, в любых погодных условиях.
В мае 1955 года, менее чем через пять лет после начала разработки, система ПВО Москвы, включающая в свой состав ЗРК С25, была принята на вооружение.
Интересно, что согласно схеме размещения основных средств «Системы25» в Орле была размещена станция дальнего обнаружения «А100Д».
Комплекс С25 «Беркут» простоял на вооружении 30 лет, и после 1 мая 1960 года, когда под Свердловском С75 (перевозимые зенитные ракетные системы на базе С25) сбила считавшийся американцами неуязвимым высотный самолетразведчик U2, пилотировавшийся Пауэрсом, количество желающих проверить надежность советского комплекса свелось к нулю.
После службы на полигоне
После службы на полигоне пути и судьбы первопроходцев, ставших специалистами в новой области военной техники, разошлись. В числе офицеров, убывших с полигона, был и Глуздовский. Его переводят в специальный НИИ, носивший номер 10.
При участии Виктора Глуздовского были разработаны основы теории оценки эффективности стрельбы средствами ПВО, проведены испытания первых отечественных образцов техники зенитной артиллерии послевоенного периода. Он заложил основы методологии формирования облика зенитных управляемых ракет в составе ракетного комплекса.
В 1959 году Виктор Владимирович был переведен в город Калинин, в НИИ2 Министерства обороны СССР, где работал ведущим специалистом по военнотехническому проектированию зенитноуправляемых ракет.
В 1968 году, уже работая начальником отдела, защитил докторскую диссертацию в области военной техники.
Тверской политех
Значительную часть научной деятельности Глуздовского составляла преподавательская работа. После увольнения из рядов Вооруженных сил в 1976 году Виктор Владимирович преподавал в Тверском политехническом институте. Был заведующим кафедрой теоретической механики, впоследствии – кафедрой технической кибернетики, проректором по научной работе, профессором кафедры вычислительной математики и программирования.
Личная жизнь
В семейном архиве Глуздовских хранятся письма с фронта, написанные аккуратным почерком Виктора Владимировича. Часть из них адресована его однокласснице Вере Петровой. В начале войны восемнадцатилетней студенткой Вера пошла на курсы медсестер. Всю войну она проработала хирургической медсестрой в одном из московских госпиталей.
30 июня 1944 года Виктор Владимирович и Вера Александровна поженились.
В 1946 году у них родился сын Владимир, в будущем кандидат физикоматематических наук. Дочь Татьяна родилась в 1952 году. Получив специальность врача, Татьяна Викторовна несколько лет проработала участковым терапевтом в Тульской области. После переезда в Калинин ее трудовая деятельность продолжилась в одной из поликлиник города, позднее Татьяна Викторовна работала в отделе здравоохранения.
На вопрос: «Каким был Виктор Владимирович?» она ответила так: «Мой отец хорошо играл на аккордеоне, самостоятельно выучился игре на гитаре, домре, мандолине, балалайке, пианино. Увлекался шахматами, в совершенстве знал немецкий язык. Хорошо разбирался в автотранспортных средствах (свой личный автомобиль всегда ремонтировал сам). Виктор Владимирович вел спортивный образ жизни. Играл в волейбол, занимался плаванием, лыжами. Любил поэзию, сам сочинял стихи. Отличался безупречной честностью и принципиальностью. Очень тяжело переживал распад Советского Союза, в мощь и справедливость которого верил свято».
Доктор технических наук, профессор, полковник в отставке, ветеран «подразделений особого риска» (так назывались прежде части, обеспечивающие разработку и испытание ядерного оружия), Виктор Владимирович Глуздовский скончался 16 февраля 2002 года, похоронен на НиколоМалицком кладбище Твери.
Марина САМАРИНА, член Союза журналистов России
Фотографии и документы из архива Т. В. ЕвсеевойГлуздовской