Если планируете взять микрозайм, для начала проверьте, есть ли ваша микрофинансовая организация в обновленном реестре на сайте Банка России
Как рассказали в Отделении по Орловской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, завершился очередной этап преобразований: переходный период разделения на микрофинансовые и микрокредитные компании.
Организации со значительным капиталом (не менее 70 млн рублей) после оформления необходимых документов получили статус микрофинансовых компаний – МФК. Именно им разрешено привлекать средства населения в размере от 1,5 млн рублей, выпускать облигации и выдавать солидные займы физлицам – до 1 млн рублей.
По данным Отделения, в Орловской области работает порядка 58 офисов инорегиональных микрофинансовых компаний (МФК) и микрокредитных компаний (МКК), а также 22 офиса региональных МКК. Последние могут выдавать займы в размере до 500 тыс. рублей и привлекать денежные средства только от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных лиц, которые являются их учредителями, участниками или акционерами.
Кстати, займы в размере до 3 млн рублей юридическим лицам могут выдавать и МФК, и МКК.
–Все изменения в законодательстве, касающиеся рынка микрофинансирования, направлены на поддержку добросовестных, законопослушных и жизнеспособных компаний и означают переход к пропорциональному регулированию, – пояснил управляющий Отделением по Орловской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Юрий Мишустин.
Надзор за деятельностью МФК как крупных игроков рынка, которые имеют право на привлечение средств граждан, осуществляет непосредственно Банк России. А вот соблюдение законодательства МКК контролируют саморегулируемые организации рынка микрофинансирования, членами которых обязаны быть все микрофинансовые организации. Банк России, в свою очередь, осуществляет надзор за тем, как саморегулируемые организации исполняют возложенные на них контрольные функции.
По данным СРО, еще ряд компаний подали документы в Банк России на получение статуса микрофинансовых компаний, что будет подтверждено внесением новых сведений в госреестр. Он размещен на сайте www.cbr.ru.
– Прежде чем доверить свои деньги микрофинансовой организации или обратиться туда за заемными средствами, следует уточнить ее статус в государственном реестре, – напоминает Юрий Мишустин.
Вернуть страховку
За первые три месяца этого года в управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило 19 письменных и 25 устных обращений граждан по поводу оказания финансовых услуг. При этом орловцы все чаще жалуются на кабальные условия кредитных договоров.
Многие банки при заключении договоров потребительского кредита предлагают клиентам страховые продукты, не относящиеся к обязательным видам страхования. Речь идет о договорах страхования жизни и здоровья, от потери работы, потери кормильца и т.д., сторонами которых выступают потребитель и страховая компания.
Как пояснили в региональном управлении Роспотребнадзора, в соответствии с указанием Центробанка России потребитель вправе отказаться от такого договора страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения (так называемый «период охлаждения»), предъявив соответствующее требование страховщику.
Зачастую потребитель предъявляет требование о возврате страховой премии в «период охлаждения» неуполномоченному на его исполнение лицу, тем самым пропуская установленный пятидневный срок, что приводит к невозможности возврата страховой премии.
То есть при отказе от договора добровольного страхования потребителю необходимо обратиться в адрес страховой компании в течение пяти рабочих дней со дня его заключения договора в письменном виде. Денежные средства возвращаются страховщиком в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления потребителя. Если это требование не исполнено, спор может быть разрешен в суде.
Консультации можно получить в общественной приемной управления (г. Орел, Наугорское шоссе, д. 2а). По телефону 8 (4862) 422659, а также в консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Орел, ул. Карачевская, д. 56а) по телефону 8 (4862) 750276.
Разговор с коллекторами
Сотрудники УМВД по Орловской области рассказали, как действовать, если ваши права нарушают коллекторы.
- Сохраняйте спокойствие при общении с коллектором.
- При разговоре с ним уточните его фамилию, должность, организацию.
- Позвоните в данную организацию и проверьте эту информацию.
- Позвоните в банк и уточните, передавался ли долг именно этому агентству.
- Потребуйте у банка документы о передаче прав на взыскание долга коллекторской организации.
- Не сообщайте по телефону представителю коллекторского агентства информацию о месте вашей работы, наличии квартиры, машины или другого ценного имущества, паспортные данные, номера счетов и иную информацию о себе.
- Если коллектор разговаривает на повышенных тонах или пытается угрожать вам, запишите разговор. Это заставит сотрудника общаться вежливее, а сама запись может пригодиться при обращении для защиты своих прав в правоохранительные органы.
- Если вы уверены, что никакой задолженности у вас нет, попробуйте объяснить это звонящему, постарайтесь урегулировать вопрос, например, посетив банк, от имени которого ваш собеседник требует оплату.
- Обратите внимание, в каком часу был сделан звонок. Телефонные звонки не могут быть совершены в период с 22.00 до 08.00 по местному времени (в рабочие дни), с 20.00 до 09.00 по местному времени (в праздничные или выходные дни).
- При угрозе со стороны коллекторов вам и вашим родным обратитесь с заявлением в полицию (лично или по телефону 02, с мобильного – 102, по телефону доверия 413856).
Людмила Федосова