Действительно ли на Афанасьевском кладбище захоронена неизвестная краеведам родственница И. С. Тургенева? Как здесь оказался единственный в областном центре колумбарий? И какая икона уцелела в пожаре 1996 года? На эти и многие другие вопросы 18 июля искали ответы участники группы «Экскурсии по Орлу».
Интригующая надпись
Экскурсия по Афанасьевскому кладбищу состоялась под руководством Сергея Никитина и Дарьи Фурманской, которые уже известны орловцам, неравнодушным к истории родного города. В анонсе мероприятия было обещано много новой и неожиданной информации. И, пожалуй, самой неожиданной стала та, что здесь, возможно, покоится пока неизвестная родственница И.С. Тургенева. По крайней мере, именно так написано на одной из плит: «Лодыженские. Александр Гаврилович 1812-1900. Мария Николаевна урожденная Лутовинова (родственница Тургенева И.С.) 1820-1858 и их дочери: схимонахиня Хрущева Вера 1848-1934, Толмачева Надежда 1848-1942, Ростовцева Любовь 1851-1935, Римско-Корсакова Варвара 1856-1942…»
Вопрос родства
Эта надпись сразу заинтересовала Дарью Фурманскую. Она решила, что найти информацию об этих людях будет просто, ведь семья родственницы самого Тургенева должна быть известна. Но оказалось все не так, как кажется. Орловские краеведы, специализирующиеся на творчестве и истории семьи великого литератора, твердо заявили, что все его родственники давно известны, и таких точно нет.
Появилось предположение, что Мария Николаевна Лутовинова все-таки может быть очень дальней родственницей, настолько дальней, что о ней ничего не известно. Однако это всего лишь предположение.
Следы привели к Пришвину
Но Дарья Фурманская в поисках не остановилась и выяснила, что в Москве живет потомок этой семьи – Игорь Лодыженский, который интересуется историей своих предков. Совместными усилиями удалось найти новые сведения. Оказалось, что Лодыженские были соседями по усадьбе писателя-орловца Михаила Михайловича Пришвина. И он в своих дневниках довольно подробно описывал дочерей Лодыженских.
Например, Любовь Ростовцева занималась благотворительностью, помогала детским приютам, принимала участие в строительстве храмов, удочерила девочку-сироту. Но, к сожалению, уже в советсткое время Любовь умерла в полной нищете.
Монастырь Шамордино
Схимонахиня Вера Хрущева тоже была личностью неординарной. Она ушла в монастырь Шамордино вместе со своей уже взрослой дочерью. Сейчас этот монастырь довольно известен, и Вера Хрущева внесла большой вклад в становление обители. Кстати, основателем монастыря был святой старец Амвросий, с которым Вера была лично знакома.
Доподлинно известно, что на Афанасьевском кладбище точно похоронена именно Вера Хрущева. Как выяснили краеведы, родителей сестер в этой могиле нет. От имения Лодыженских не осталось никакого следа.
Хотя за могилой кто-то ухаживает, периодически здесь появляются свежие цветы. Говорят, захоронение посещает семейная пара средних лет.
Известные земляки
До недавнего времени мало кому было известно о том, что на Афанасьевском кладбище похоронен знаменитый художник, основатель Орловского художественного училища Николай Николаевич Маревский. Он же был учителем, другом и наставником Андрея Ильича Курнакова. В этом году на средства неравнодушных граждан могила Маревского была отреставрирована. Хотя обнаружить ее было непросто: она была разрушена и полностью обезличена.
Есть на этом кладбище совершенно нетипичное захоронение – колумбарий. Это невысокий столб с решеткой, сквозь которую можно увидеть урну с прахом Александра Ивановича Тюрина – летчика-испытателя, который погиб во время испытаний в 1939 году. Такое сооружение – единственное в Орле.
Уцелевшая икона
В 1895 году на кладбище был построен деревянный храм во имя Воскресения Христова. Он просуществовал до 1996 года, пока неизвестный не бросил в здание бутылку с зажигательной смесью. Храм выгорел полностью, уцелела лишь одна икона Божией Матери «Скоропослушница». Теперь она является одной из главных святынь храма. Прихожане верят, что, обратившись к этой иконе, можно получить помощь очень быстро.
Еще одной святыней с необычной историей является икона «Христос, благословляющий детей». Изначально была найдена только риза, которую продала скупщикам цветных металлов жительница одной из деревень Орловской области. Скупщики, посовещавшись, решили отдать ризу в Воскресенский храм. Там ее привели в порядок, а икону рисовали в соответствии с очертаниями ризы.
После пожара храм был восстановлен в камне, а полную реставрацию провели в 2010 году на средства, которые завещала после своей смерти прихожанка храма школьная учительница физики Нина Первых.
Упорная игуменья
Не менее интересна история возникновения самого Афанасьевского кладбища. Жители Пятницкой слободы давно желали организовать здесь место для захоронений, поскольку переносить своих покойных на уже существующие городские кладбища им было крайне неудобно. Они подавали прошение в 1795 году, но безрезультатно. Еще одно было подано в 1805 году. Тогда просьбу удовлетворили, но с условием, что жители сами построят на территории церковь и огородят ее. Дело заглохло…
В 1848 году неподалеку появился женский монастырь, и почти 40 лет монахини обходились без монастырского кладбища. Исправить ситуацию взялась игуменья Антония. Она подала прошение в Орловское губернское правление. Но ей отказали, обосновав решение тем, что земли в этом районе предназначены для строительства жилых домов и находятся в черте города. Примерно такой же ответ игуменья получила из Орловской городской управы. Но не сдалась. Взяла справки из полицейского и врачебного управлений о том, что нужный участок вполне пригоден для кладбища по всем санитарным нормам и правилам, находится на нужном расстоянии от жилых домов. И снова отправила прошение, только уже в Правительственный сенат в Санкт-Петербург. «Добро» дали в 1887 году.
Участники группы «Экскурсии по Орлу» не в первый раз посещали Афанасьевское кладбище, но и не в последний. Возможно, краеведы и любители истории Орла откроют завесу еще не над одной тайной некрополя.
Вероника Иконникова