Строителям СМУ-1 «Орелстроя» и юбилею (1967-2017) сталепрокатного завода имени 50-летия Октября посвящается
Значительное событие в жизни Орла произошло 56 лет тому назад, в далеком 1961 году, когда завершилась работа Минчермета по организации строительства в Центральной России метизного предприятия. Еще летом 1958 года Госплан занялся выбором площадки.
В конкурсе приняли участие несколько областей: Воронежская, Калужская, Брянская, Тульская. Поиски завершились в 1960 году: необходимое для экономики метизное производство решили строить в Орле.
«В каждом орловце – душа твоя, сталепрокатный». (Из стихотворения рабочего НИИ «Легмаш» М. Рублёва, 2002 г.).
В конце 1960-го Совнархоз утверждает проектное задание на сооружение сталепрокатного завода в Северном пригороде Орла, подготовленное Ленинградским отраслевым институтом по метизной промышленности. В апреле 1961 года принято постановление о начале строительства. Летом в 6 км от Орла, на месте бывшего полевого аэродрома ДОСААФ, появился палаточный городок. В чистом поле геодезисты вбили первые колышки, обозначив контуры будущих заводских корпусов и магистралей. Тишину разбудил рокот скреперов, бульдозеров, автогрейдеров, и ковш экскаватора вынул первый кубометр земли для сооружения штабной палатки. На строительную площадку пришли первые строители – специалисты СМУ-1 Стройтреста № 1, преобразованного в 1963 году в трест «Орелпромстрой», а в 1965 году – в управление строительства «Орелстрой», просуществовавшее до 2001 года.
Редактор газеты «Строитель» СМУ-1 В. Пирогов в документально-художественной повести «Начало пути» переносит читателей в то время и место: «Водитель рейсового автобуса Орёл-Мценск объявил по микрофону: «Городок-спутник сталепрокатного завода». Высокий парень спрыгнул со ступеньки, взваливая увесистый вещмешок на плечо, осмотрелся по сторонам. «И где же тут городок-спутник? – подумал он. – Разве что вон те три пятиэтажных дома торчат в поле…» Усмехнулся и… направился по дороге, тянувшейся вдоль Медведевского леса». На попутной грузовой машине подъехал к новостройке, «…но здесь всё было по-иному, не так, как писала «Комсомольская правда», призывая молодежь на ударную стройку пятилетки с громким названием «Крупнейший гигант в Европе – «Орловский сталепрокатный». – Наверное, он будет таким, когда вступит в строй, – подумал наш герой. А пока перед его взором на много сот гектаров простиралась необъятная ширь полей. …Громадный пустой массив окаймлял справа сосновый бор, за которым тянулась автострада Москва-Симферополь. Слева – железнодорожная магистраль и крохотная станция напротив стройки, загадочно названная «Стальной конь». В западной части на сплошной снежной «скатерти» одиноко стоял серый трехэтажный домик из силикатного кирпича, так называемый штаб стройки, неподалеку от которого ютились вагончики на колёсах с дымящимися металлическими трубами. На противоположной стороне: растворобетонный узел, складские помещения, ангары, ремонтные мастерские… За всеми этими неказистыми строениями тянулись огромные полузаснеженные котлованы, наполненные железобетонными блоками».
СМУ-1 тогда возглавил основательный, надежный, напористый, одним словом, бывший фронтовик Давид Израилевич Иозефович (на фото). Опытный руководитель, вкалывавший на стройках первых пятилеток по 12-15 часов в сутки, Иозефович руководил крупным подразделением — первым строительно-монтажным управлением «Орелпромстроя» — главного подрядчика работ на новостройке. Чтобы руководить стройкой, которая развернулась на 200 га в чистом поле, «где ветры гуляли, и по ночам волки выли», нужны были поистине недюжинные способности и сильный характер.
«Мужику с норовом» были по душе люди открытые, простые, прямые и смелые. Он был уверен: взялся за гуж — не говори, что не дюж.
И они сдюжили. Через три года строительная площадка, по воспоминаниям члена бюро комсомольской организации СМУ-1 З. Денисовой, выглядела так: «Огромные заводские корпуса в полкилометра длиной, одетые в сталь и бетон, поражали своей величавостью. Сотни рабочих в спецовках, могучие стрелы кранов, рокочущие самосвалы и бульдозеры – и на всем печать «зажигательной романтики».
Известный и уважаемый в России поэт, прозаик, краевед В. Катанов в 1965 году на стройплощадке сталепрокатного написал поэму «Утро на стройке».
«…Гуляет ветер по равнине, дыханье трав приносит в цех. Сергей Михайлов и Акинин его встречают раньше всех. Они монтаж ведут на крыше, им полюбилась высота. Они поднимутся повыше и громко скажут: «Красота!».
…Блестит асфальт, бежит дорога, налиты синью небеса. Растут стремительно и строго рабочей славы корпуса».
Сподвижники Иозефовича: старший прораб С. Бесов, главный инженер СМУ-1 П. Романов, начальник производственного отдела А. Звягин, начальник ПТО Н. Баклашко, его заместитель Т. Сабурова, начальник планового отдела В. Божко, старший инженер ПТО Р. Ломакина, инженер А. Гафарова; бригадиры: легендарный С. Бологов, бригадир маляров А. Ширяева, бригадир штукатуров В. Гусакова; начальник участка № 5 И. Енин и его жена Р. Енина (нормировщица); родоначальники династии строителей: Е. Монахов, бригадиры комплексных бригад В. Шамин, Л. Иванушкин и многие другие.
Александр СЕМЕНОВ
Продолжение следует.