Необходимость решить острые финансовые проблемы привела нескольких орловцев в долговую яму. Они обратились в редакцию, чтобы рассказать об опасности, подстерегающей каждого.
В кризисные времена такие истории не редкость. Все мы знаем про бесплатный сыр в мышеловке и опасность «легких денег», но когда жизнь загоняет в угол, благоразумие нередко уступает место отчаянной надежде. Ведь нехватка средств на существование всегда сопровождается чувством вины, растерянностью, напряженностью в отношениях с домочадцами и неуверенностью в завтрашнем дне.
Такое психологическое состояние — самое то для «вербовщиков».
Как люди попадают в сеть
«Добрый день! У нас для вас хорошая новость. Вы выиграли сертификат на бесплатное обучение…». Звонок с незнакомого номера, жизнерадостный голос, заманчивое предложение — получить навыки работы на международном финансовом рынке, научиться торговать акциями иностранных компаний, инвестировать свои средства с гарантией получения дохода. Или — попробовать себя в роли менеджера по работе с клиентами в их динамично развивающейся компании. Деньги небольшие, зато стабильность. Отчего же не попробовать? Тем более – бесплатно!
Возможно, агенты компании звонят всем подряд, просто наудачу. Телефонные базы с нашими именами уже давно не секрет для разного рода «обзвонщиков». Но люди, у которых в жизни все в порядке, наверное, могут достаточно быстро убедить агентов навсегда забыть их номер.
Однако есть другие. И их много. Те, кто остался без работы. Чьей зарплаты не хватает на самое необходимое. Кто в одиночку тянет детей. Нуждается в дорогостоящем лечении. Для них такие предложения — шанс поправить свои дела.
И таких опытные вербовщики вычисляют «на раздва». По тому, как внимательно люди слушают, какие вопросы задают. Так же легко выясняются слабые места. Человек, измученный трудностями, выкладывает про себя самое сокровенное любому, кто готов его участливо выслушать и посодействовать в решении его проблем.
…У Андрея двое маленьких детей, и жена ждет третьего. В однушке им тесно уже сейчас. Нужна квартира побольше, а зарплаты отца семейства, работающего вахтовым методом, хватает только на еду. Ипотеку уже не осилить.
…У Елены трое детей, один из которых — инвалидколясочник. Живут вчетвером на его пенсию и мизерные алименты от бывшего мужа. Лене нужна машина: возить сына на процедуры, так как своим ходом долго, в доме двое младших, а в маршрутку его коляска не влезает.
…У Светланы Ивановны больной муж, нужно оплачивать лечение и сиделку. Владимиру требуется операция стоимостью 800 его пенсий. И так далее. Разнообразие ситуаций, решаемых при наличии денег, неисчислимо. Поэтому поток желающих заработать неиссякаем.
Как происходит обучение
Новичку предоставляют куратора, который в течение недели или двух рассказывает о преимуществах заработка на фондовом рынке, «разогревая» человека, формируя иллюзию легкости работы и практически полного отсутствия рисков. Если клиент «повелся», ему предлагается следующий этап обучения — практический. Но это уже платно: 200 тысяч рублей. «Дорого, но оно того стоит», – с непоколебимой уверенностью утверждает куратор. Тем, у кого нет денег, предлагается заключить договор с банком. Банк оплачивает обучение и дает клиенту два года на возврат средств. Но тянуть с выплатой не придется, уверяет куратор, отобьетесь за месяц. Схема ожидаемого роста благосостояния, нарисованная на бумаге, наглядно подтверждает его слова. Новички соглашаются, осваивают компьютерную программу и воочию убеждаются – «все так, как обещали». Доллар то растет, то падает, деньги крутятся, доход идет, страховка работает. Люди уже видят себя успешными трейдерами. Так что сомнений нет: нужно открывать личный счет и торговать самостоятельно.
Расплата
Проблема отсутствия собственных средств для стартового капитала решается так же — через оформление кредитов. Их дают даже тем, кому вообще нечем платить. А если вдруг в получении денег отказывают, кураторы звонят своим людям.
Так было с Леной. Ее после таких приватных звонков по банкам возил сам директор на личной машине. 10 минут – и 300 тысяч у нее на счете. В одном банке, в другом. При доходе 20 тысяч детской пенсии на четверых.
Судя по тому, что рассказали люди, решившие предостеречь орловцев от своих ошибок, дальнейшие события развиваются по похожему сценарию. Сначала компьютерная программа дает человеку заработать. Он расслабляется, начинает совершать все более крупные сделки. А потом программа дает сбой, и счет обнуляется. Компания начинает «решать проблему», возвращает часть средств («остальные никак, но вы отыграетесь») и предлагает… снова взять кредит.
И люди берут. И снова все теряют. Начинают звонить, выяснять, ходить в офис компании, требовать помощи. И как будто попадают в дурной вязкий сон. Сотрудники оказываются не теми, за кого себя выдавали: «какой директор, он был просто стажером». Или были «неделю назад переведены в другой город», но вдруг выходят из кабинета, в упор не узнавая своих подопечных. Кураторы перестают отвечать на телефонные звонки или «находятся вне зоны действия сети».
Люди остаются один на один со своими долгами — на полмиллиона, на 600, 800 тысяч. Многие боятся рассказывать об этом даже близким. Ведь винить вроде как некого. Никто ни у кого ничего не крадет. Никто ничьей рукой не водит. Все давно взрослые, знают, на что идут.
Но повторяемость подобных ситуаций очень настораживает. Наводит на мысль о злонамеренности, перед которой может оказаться бессильным любой человек. Стоит только споткнуться.
Люди, поделившиеся с нами своими историями, решили обратиться в правоохранительные органы с требованием провести проверку в отношении обучающей компании. Подозревая в ее деятельности наличие мошеннических схем, они ищут других несостоявшихся трейдеров, потерявших большие суммы денег, чтобы попытаться доказать неслучайность финансовых катастроф.
Телефон для связи с ними имеется в редакции.
Вера ПОГОДИНА