Житель Орла задумал превратить заброшенный уголок на пересечении улиц Мопра и Карачевской в благоустроенный сквер.
Глава компании «ПарсТ» Максим Зюзин относится к той категории людей, о которых «Орловская городская газета» пишет часто и с удовольствием. Он из тех, кому «больше всех надо», кто берет на себя «лишнее» и пытается делать родной город более удобным и эстетичным, заражая энтузиазмом друзей и сотрудников.
Максим давно и пристрастно изучает европейский опыт застройки и благоустройства городов, постигая алгоритм получения социального и экономического эффекта от улучшения качества городской среды. В нашей стране в этом направлении делаются только первые шаги. А за границей уже поняли, что комфортное существование людей приносит муниципалитетам вполне ощутимую выгоду. В «удобных» для людей городах, где много прогулочных зеленых зон с красивыми дорожками и ухоженными клумбами, где можно безопасно перемещаться на велосипедах, где как часы ходит городской транспорт, быстро нарастает сеть респектабельных ресторанов, кафе и точек по продаже уличной еды, ярмарочных, музыкальных, театральных и фестивальных площадок и т.д. Туда едут туристы — чтобы неспешно побродить по улицам, попробовать местные блюда, прикоснуться к культуре. Прочувствовать «атмосферу».
Максим Зюзин уверен, что у Орла есть все шансы стать таким городом. И он делает для этого, что может. Например, придумал карту рекреационных зон Орла. По его замыслу, интерактивная карта должна содержать информацию о месторасположении объектов культурного наследия с интересными фактами из их истории. Фото памятников культуры уже готовы и «расставлены» по карте. Теперь Максим собирается с помощью кого-либо из местных краеведов «проложить» по ней маршруты, интересные для туристов.
Некоторое время назад он загорелся еще одной идеей – превратить заброшенный пустырь на углу улиц Мопра и Карачевской в благоустроенное современное общественное пространство.
Пока мечта существует в виде эскизного проекта, впрочем, уже представленного в управление архитектуры администрации города Орла и получившего одобрение первого заместителя главы администрации Олега Минкина. При этом на бюджетное финансирование Макс Зюзин не рассчитывает, зная, что в городской казне на подобные затеи средств нет и не предвидится.
– Хотелось бы попробовать осуществить проект на «народные» средства, методом краудфандинга, – говорит Максим. – Как только мы дождемся официального ответа от городских властей, позволяющего осуществить наш эксперимент, мы прикинем затраты на проектную документацию, определим сметную стоимость, разобьем проект на этапы и начнем сбор добровольных пожертвований. Такой механизм финансирования работ по благоустройству общественных пространств позволяет людям осознать свою значимость и делает город «своим».
Примеры успешной реализации проектов по благоустройству территорий в стране есть. Общественная организация «Удобный город» собрала 40 тыс. рублей на «карту благоустройства», на которую были нанесены более тысячи мест, требующих внимания властей. Активисты из Кирова собирали деньги на благоустройство сквера Золотых рыбок. Проект был реализован совместно с местными властями: администрация занималась восстановлением фонтана, а приведение в порядок прилегающей территории было выполнено на средства местных жителей. В Иркутске в прошлом году открылся скейтпарк для экстремалов, деньги на строительство которого искали всем миром. Часть средств тоже была собрана методом краудфандинга.
ДЛЯ СПРАВКИ
Краудфандинг — народно-общественное финансирование (от сочетания английских слов сrowd funding: сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — коллективное сотрудничество людей (доноров, вкладчиков, жертвующих), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (в нашем случае, создателей проекта реновации сквера).
Наталья Филатова