Где в Орле казнили преступников, как зарабатывали капиталы купцы-«ссыпщики», когда в городе появилось первое электрическое освещение – об этом и многом другом рассказала известный экскурсовод Дарья Фурманская 13 ноября на первой из пяти осенних экскурсий. Они организованы Орловским региональным отделением Российского общества «Знание» и будут проходить до конца ноября.
«Ссыпная» мафия
Темой первой экскурсии стала история сквера Танкистов.
– Когдато на месте нынешнего сквера была казачья слобода и третья линия укрепления орловской крепости. Здесь жили вольнонаемные военные, которых условно называли казаками. Фактически любой желающий мог заступить сюда на службу. При Петре I границы страны изменились, и Орел стал торговым городом. Пристань, которая располагалась на месте нынешней набережной Дубровинского, стала градообразующим предприятием. Казаки в ситуации сориентировались быстро и стали купцами«ссыпщиками». Они были монополистами на пристани, владели всеми кораблями и амбарами, покупали у южных соседей зерно, соль и другие товары по выгодной для себя цене. А продавали, конечно, намного дороже. В этом и заключалась суть бизнеса «ссыпщиков». В принципе, их можно назвать «ссыпной» мафией, – рассказывает Дарья Фурманская.
В каждом районе города для этих купцов были организованы торговые площади, на которых и заключались сделки.
Почему Ильинка
Например, на месте нынешнего сквера Танкистов была Ильинская площадь, в народе называемая Ильинкой. Почему она так называлась, доподлинно неизвестно. Есть версия, что здесь стояла часовня Ильи Пророка, но документально она не подтверждается. Еще предполагается, что орловские купцы таким образом пошутили и назвали свою торговую площадь так же, как называлась крупная торговая площадь в Москве. Мол, у нас тут в Орле своя Ильинка. Эту версию Дарья Фурманская считает более правдоподобной. Окончательно орловская Ильинка сформировалась в XVIII веке. По периметру площади строили свои дома купцы, но здания в изначальном виде практически не сохранились, в разное время их перестраивали.
Самое злачное место
Ильинка считалась самым злачным местом Орла. Здесь торговали самыми разными товарами и располагались заведения с сомнительной репутацией.
На месте, где сейчас стоит памятник маршалу Ивану Баграмяну, секли и вешали преступников. Есть версия, что именно здесь Николай Лесков увидел, как секут женщину, приговоренную к каторге, которая позже стала прототипом героини произведения «Леди Макбет Мценского уезда».
Однако краеведы сомневаются, что все было именно так. Ведь Николай Лесков лишь изучал уголовное дело преступницы – женщины купеческого сословия Екатерины Измайловой – и вряд ли видел, как ее казнят. Как утверждает Дарья Фурманская, вопрос остается дискуссионным.
Первый сквер
В 1898 году в Орле появился трамвай. Трамвайные пути построила частная бельгийская компания, вдоль линии движения транспорта были установлены фонари. И это было первое электрическое освещение Орла.
– В 1920 году ХХ века Ильинка прекратила свое существование, и на ее месте был заложен первый сквер – Первомайский. Просуществовал он до Великой Отечественной войны. Во время оккупации к 1943 году деревья здесь были практически полностью вырублены. Время было тяжелое, требовались дрова, – продолжает Дарья Фурманская.
7 августа 1943 года, уже через два дня после освобождения Орла от фашистских захватчиков, был посажен новый сквер, названный сквером Танкистов. Тогда же установили первый монумент с танком на земляном холме. Сейчас на этом месте установлена мемориальная плита с именами танкистов, погибших в сражении за освобождение Орла.
Подвиг Марченко
В историю вошел героический поступок старшего лейтенанта Сергея Марченко. Его танк был подбит, но он вышел из танка и с одним пистолетом повел в бой солдат, вдохновленных его примером. Это значительно ускорило освобождение областного центра.
Первый танк, установленный в сквере (модель Т70), действительно участвовал в боях за Орел. Он простоял здесь до 1960х годов, но позже его заменили на модель Т34. Тогда посчитали, что легендарная машина Победы будет смотреться уместнее. Т70 увезли, но жители были очень недовольны. Поэтому через некоторое время его вернули в Орел, теперь он стоит возле Военноисторического музея.
Архитектурные потери
Известно, что перед отступлением фашисты уничтожили очень много важных зданий и объектов, в том числе Мариинский мост, на месте которого сейчас находится Красный мост.
Взрывали также водопроводные сети и водокачки, строения, в которых располагались госпитали и многое другое. Однако храмы и церкви немцы не трогали. Сохранились фотографии, которые делали фашисты в оккупированном Орле. На многих из них изображен Покровский храм, на месте которого сейчас расположен универмаг.
– Покровский храм взорвали в 1947 году. Рядом с ним (ближе к набережной) стоял Преображенский храм, который разрушили в 1965 году. Руины этих храмов разбирали очень долго. Есть версия, что из кирпичей, оставшихся после разрушения, были построены многие дома в городе. В том числе, вероятнее всего, из кирпича от Покровского храма был построен дом № 68 на набережной Дубровинского, который недавно обрушился.
Записала Вероника Иконникова