Проблема бездомных животных в Орле снова набирает обороты. Каковы основные болевые точки и можно ли ждать в ближайшее время перемен, выясняла «Орловская городская газета».
Адреса известны
Полномочия по решению вопросов, связанных с решением проблем безнадзорных животных, сейчас возложены на управление ветеринарии Орловской области. Тем не менее, жалобы продолжают поступать в администрацию областного центра.
– В месяц к нам поступает около десяти жалоб. Это пока не очень много, пик обычно наступает ближе к весне. В основном вопросы касаются агрессивных собачьих стай. Адреса, по которым обитают потенциально опасные животные, давно известны. Зачастую это территории, на которых есть производственные помещения, промышленные объекты, – сообщила начальник отдела по природопользованию администрации Орла Оксана Тарарыченкова.
Но пока все, что может предпринять муниципалитет, – это передавать полученные жалобы в управление ветеринарии.
Приют нужен
Управление ветеринарии, в свою очередь, обязано организовывать отлов животных. В этих целях ведомство заключает договор с неким ИП, контракт подписывается напрямую (без торгов).
Ранее в Орле работало предприятие по отлову животных из Белгорода, но деятельность его была прекращена. Пока эффективных мер по сокращению численности бродячих собак не наблюдается, и ситуация только обостряется.
Уже несколько лет обсуждается вопрос о необходимости строительства приюта. Осенью 2016 года был определен участок в районе Новосильского шоссе, на котором предполагается построить такое учреждение. В апреле прошлого года этот участок выделили региональной общественной организации по защите животных «Забота». Но средств на строительство у общественников пока не хватает. И по факту – в Орле нет ни одного официального приюта.
Печальный опыт
Некоторое время пункт передержки (временного содержания) действовал в Орловском районе в поселении Звягинки, но и его закрыли изза антисанитарии и других вскрывшихся нарушений.
– Это был печальный опыт. Пункт получал бюджетные средства, ему оказывали помощь волонтеры: привозили корма, помогали убирать вольеры, переводили финансовые средства. Однако организовать достойные условия для животных не удалось, – говорит основатель орловской группы помощи бездомным животным «Кот и пес» Виталия Румянцева.
По ее словам, сейчас в разных городах страны приюты все чаще закрываются. Недавно закрылось такое учреждение в соседнем Брянске. Причина: нехватка средств на поддержание чистоты, оплату коммунальных услуг и другие текущие расходы.
– Для сравнения: в Орле частная ветеринарная клиника средней руки тратит на санитарную обработку помещений около 40 тысяч рублей в месяц. И это коммерческое предприятие. А приют во многом зависит от средств волонтеров, которые за один месяц могут собрать деньги, а за другой — нет. Когда общественники постоянно сталкиваются с этой проблемой, сохранять энтузиазм сложно, – продолжает Румянцева.
Отношение – потребительское
Еще одной серьезной проблемой является отношение граждан к приютам и волонтерским группам. Подброшенные домашние животные, к сожалению, – не редкость.
– Однажды я указала в социальных сетях свой домашний адрес. Уже через пару дней у моей двери появилась коробка с котятами. Часто поступают звонки от владельцев домашних животных с требованиями в грубой форме забрать и пристроить их питомцев под разными предлогами: аллергия, переезд и так далее. Ответственность на себя брать никто не хочет, – делится опытом основатель группы помощи животным.
Волонтеры в социальных сетях нередко высказывают мнение о том, что приют, конечно, нужен. Но готовы ли граждане изменить свое отношение к домашним питомцам, не возрастет ли количество подброшенных животных? Вопрос остается открытым.
Что в наших силах
Не стоит забывать о другой стороне темы – жестокости к животным со стороны людей.
Как утверждают зоозащитники, статья 245 УК РФ «За жестокое обращения с животными» существует больше на бумаге. На деле наказание по данной статье назначается крайне редко.
В том числе по этой причине весьма распространен один из «народных» методов борьбы с собаками и кошками — отрава. Причем разбрасывают ее нередко во дворах, на детских площадках, вблизи детских садов и школ. Отрава оставляет на снегу характерный розовый цвет. Это препарат, который опасен не только для животных, но и для детей.
То есть, пока о гуманном сдерживании численности безнадзорных животных и скором строительстве приюта в Орле говорить не приходится, поскольку это мероприятие слишком затратное. Что в силах сделать граждане — это не выставлять за дверь домашних питомцев, стерилизовать их, если потомство нежелательно, чтобы не пополнять армию бездомных собак и кошек.
Реплика
Жестокость порождает жестокость
– Я уверена, что жестокость в отношениях между людьми начинается с жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. И вот пример. Во дворе нашего дома №5 в переулке Ягодном живет кошка. Никому не мешает, зимой перебирается в подвал. Так наши бабушки залили подвальное окошко свежей краской, чтобы у кошки слиплась шерсть. Она замерзла и погибла. Потом начали засыпать в подвал отраву. Каковы «учителя» детям? Да и какое они имеют право обливать краской наше общее имущество? Неужели нельзя призвать их к порядку? И когда, наконец, начнут наказывать за жестокое обращение по отношению к животным хотя бы рублем, ведь случаи наказания до сих пор единичны?
Валентина Строганова, жительница переулка Ягодного
Вероника Иконникова