В кинотеатре «Современник» прошел благотворительный киновечер, на котором орловским зрителям был представлен фильм режиссера Сергея Дебижева «Раскаленный хаос1917». Показ и творческая встреча с авторами ленты состоялись в рамках конференции Общероссийского общества русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл».
В день показа конференцзал компании «Инвентос», где начиналась встреча, был полон. Сюда пришли журналисты, историки, представители Православного молодежного братства, общественных объединений да и просто люди, неравнодушные к судьбе своего Отечества и желающие разобраться в том, что произошло с ним столетие назад. Участие в разговоре приняли заместитель исполнительного директора общества «Двуглавый Орёл» кандидат политических наук Артур Атаев, публицист, политолог и экономист Александр Литке.
Тон беседе задала трансляция видеоинтервью доктора исторических наук, преподавателя НиколоУгрешской православной духовной семинарии и главного научного сотрудника Института российской истории РАН Владимира Лаврова.
– Произошедшее было вовсе не буржуазнодемократической (а затем и пролетарской) революцией, а русским бунтом «бессмысленным и беспощадным». Государственным переворотом, государственной изменой во время войны и отражения внешней агрессии. Как следствие, это стало крушением исторической, тысячелетней, великой православной России, – уверен он.
– Той революции, которая произошла в феврале – марте 1917 года, могло бы не быть, – считает Владимир Лавров, – если бы не политиканство некоторых лидеров Государственной Думы, таких, как Гучков, Милюков, Родзянко, Керенский. Неудивительно, что смута началась именно в преддверии масштабного наступления, запланированного против германской армии на апрель, причем шансы на успех у России были велики. А это означало бы новый всплеск патриотических настроений и провал надежд захватить власть для ряда упомянутых господ из Думы. И потому вовсе не случайно на улицы Петрограда «кукловодами революции» было «выброшено» 36 000 рабочих Путиловского завода. Попутно распространялись слухи о том, что в столице заканчивается хлеб, и все эти провокации откладывались в копилку недовольства уставшего за годы войны народа.
Тем не менее, либеральная пресса России и ее рупоры в Думе вбрасывали все новые и новые «сенсации» и разоблачения, недопустимо сгущая краски до полной черноты – и о положении на фронте, и о ситуации на заводах и фабриках. В орбиту таких вбросов попадали и император, и члены монаршей фамилии.
С мнением Владимира Лаврова согласен и автор сценария фильмов «Раскаленный хаос» и «Последний рыцарь Империи» историк, писатель и сценарист Игорь Воронин, приехавший в Орел специально для участия в показе и обсуждении картины.
Предваряя показ, сценарист рассказал о том, как она создавалась.
Совместная работа с режиссером Сергеем Дебижевым началась в 2016 году с фильма «Последний рыцарь Империи».
– «Раскаленный хаос» – новая попытка осмысления истории. Попытка проанализировать цепь роковых событий, начиная с вступления России в Первую мировую войну, Февральскую, а затем и Октябрьскую революции. Фильм получился дискуссионным, и достаточно острым, – говорит Игорь Воронин.
– В процессе работы над картиной я провел немало времени за изучением редких архивных материалов, – делится Игорь Воронин. – Приходилось встречаться с потомками свидетелей тех событий, с религиозными философами и историками в России и за рубежом.
Новый фильм Дебижева, снятый к 100летию русской революции, уже порядком «покатался» по России (был показан в Москве, СанктПетербурге, Новосибирске, в других городах, в Крыму) и везде привлекал большое внимание общественности. В этом смысле Орел в стороне не остался.
Игорь Воронин признался, что был приятно удивлен большим количеством орловцев, проявивших интерес к работе питерских документалистов. (Кстати, все собранные от продажи билетов средства направлены на благотворительные цели).
На одном дыхании
Надо сказать, что самые смелые ожидания наших земляков в ходе просмотра были оправданы. «Раскаленный хаос» Дебижев создал как графический шедевр: стремительный монтаж, великолепная визуализация, компьютерная графика, использование разного рода коллажей и прочих авторских ухищрений только усиливают динамику. Почти двухчасовая картина смотрится на одном дыхании как и положено блокбастеру.
Но не только ради визуальных эффектов орловские зрители пришли смотреть «Раскаленный хаос1917», а, пожалуй, ради того, чтобы вместе с авторами ленты «осознать аше общее прошлое».
Механизм предательства
– Для меня события столетней давности – катастрофа, которая изменила геополитическую картину мира, – считает Сергей Дебижев.
Вольно или невольно, но его фильм явился своеобразным ответом на тот ажиотаж, который возник вокруг небезызвестной «Матильды» Алексея Учителя. Безвольный политик и неверный муж, каким император Николай Второй рисуется в «Матильде», в картине Дебижева – фигура трагическая, непонятая современниками, оболганная историей и преданная своими ближайшими подданными. Механизм этого предательства авторы картины раскрывают пошагово. Равно как и участие в нем наряду с Германией Англии и Америки.
По окончании просмотра в холле кинотеатра «Современник» состоялась творческая встреча со зрителями. В ходе нее просто не могла не возникнуть дискуссия о том, как именно относиться к событиям февралямарта 1917 года: как к общенациональной трагедии или «великому народному почину». Свою позицию создатели картины и представители «Двуглавого Орла» изложили предельно ясно.
По их мнению, февраль 1917 года стал заговором политической и экономической элиты, поддержанным внешними силами. Он свидетельствовал о том, что как только в стране рушатся нравственные устои, все скатывается к хаосу, братоубийству и гражданской войне.
– История развивается по спирали и потому этот виток надо завершить раз и навсегда, чтобы никогда в будущем не легли на алтарь власти и террора миллионы искалеченных жизней, – подводит своеобразный итог режиссер фильма «Раскаленный хаос1917» Сергей Дебижев.
Из интервью Сергея Дебижева:
– Провинциальные люди — они гораздо менее в духовном смысле испорчены. Мне значительно интереснее говорить с людьми, которые высказывают неподдельный интерес и делают для себя яркие открытия. У них понастоящему важные вопросы. Это не столичные вопросы: сколько денег ушло на фильм или почему вы не показываете весь спектр мнений, а гнете свою радикальную линию… Я пытаюсь делать фильмы, которые способны подвигнуть человека к размышлению. Пластичного, мягкого, в хорошем смысле провинциального зрителя как раз проще подвигнуть к рассуждению. Россия сильна своей провинцией. Мы знаем, что все трагедии, все революции совершались как раз в столицах людьми думающими, что они все знают.
Андрей ТУРБИН