Первого мая фронтовичка Галина Сафонова принимала поздравления с днем рождения. В 96-й раз.
Благословение деда
– Меня крестил и благословил родной дед – настоятель церкви большого храмового села в Вологодской губернии Афанасий Петрович Некрасов, – вспоминает семейное предание Галина Дмитриевна. – Благословил меня, свою младшую внучку, «на жизнь долгую, многотрудную, на дела благие».
Старый священник словно предвидел, что время уготовило его внукам, родившимся в первой четверти ХХ века, много испытаний и страданий.
…О начале войны объявили на следующий день после окончания Галей Некрасовой Ленинградского педагогического училища. По настоянию старшей сестры девушка отправилась вместе с ней и маленькой племянницей в эвакуацию, но в Вологде вышла из вагона якобы за водой, оставив записку о своем решении идти на фронт добровольцем. Старший брат Александр уже воевал…
Под небом Севера
Обратилась в Вологодский военкомат, где образованную комсомолку направили на учебу в спецподразделение, потом – на Карельский фронт, в 7ю воздушную дивизию.
В ее военном билете значится профессия «шофер», но Галина никогда не водила машину, а в звании сержанта служила шифровальщицей 26го батальона авиационного обслуживания. На вопросы взрослых дочерей и внуков, кем она была на фронте, всегда отвечала кратко: «работала с бумагами». Не уточняя при этом, что все «бумаги» помечались грифом «совершенно секретно».
Между тем это были суровые условия Севера, которые требовали от пилотов и всех наземных служб особой подготовки и выносливости. А задачи ставились сложные: обеспечить воздушную защиту северных стратегических коммуникаций и проход союзных конвоев, прикрытие наших сухопутных войск и флота. Это летчики Карельского фронта сорвали план Гитлера захватить Кольский полуостров, регулярно бомбили аэродромы и базы снабжения противника, вели разведку и воздушные бои… В одном из них погиб близкий Галине человек, личные вещи которого она после войны привезла его родителям в Брянск. Здесь и осталась.
Их венчали не в церкви
В райкоме, куда Галина пришла с учетной карточкой члена ВКП(б), девушка запомнилась редким обаянием и умением располагать к себе людей. Ее зачислили в кадровый резерв и направили слушателем первого набора в областную партшколу. Здесь она и познакомилась с Михаилом Сафоновым, тоже фронтовиком. Молодые люди сыграли скромную «партийную» свадьбу и получили направление в Новозыбковский район: муж – в райисполком, жена – на укрепление коллектива детского сада санаторного типа. Здесь родились и выросли их дочери Таня и Лиза.
Долгое время в семье Сафоновых жили и две тетушки Галины, сестры ее отца, одинокие солдатские вдовы, за которыми все ухаживали и заботились до последнего дня. А бабушки, некогда выпускницы института благородных девиц, помогали растить внучатых племянниц, обучая их музыке, рукоделию, хорошим манерам. Благодаря этой помощи Галина Дмитриевна заочно окончила пединститут, стала заведующей детским садом санаторного типа.
В этой должности она проработала до самой пенсии. Чиновники много раз убеждались, какой обманчивой может быть внешность хрупкой и мягкой с виду Галины Сафоновой: она доходила до самых верхов, но добивалась для ослабленных детей и дополнительных граммов сливочного масла, и новой мебели, и должного ремонта здания.
Боевое крещение
– Если мама никогда не говорила о своей службе, то отец вспоминал войну часто, – рассказывает младшая дочь Сафоновых Елизавета Близнюк, музыкальный руководитель детского сада № 2, хранительница семейного архива. – Он получил боевое крещение в Сталинграде, где с октября 1942го и до освобождения 2 февраля 1943 года защищал город. Здесь и в партию вступил. Встречаясь по линии совета ветеранов с молодежью, рассказывал о своих однополчанах, о том, как велась оборона тракторного завода, о моменте капитуляции фельдмаршала Паулюса, чему был свидетелем. Но более всего командир орудия гвардии младший сержант Михаил Сафонов запомнил Волгу: вода в ней от крови все месяцы обороны оставалась красного цвета и в реке тесно было от тел погибших. Его же, раненого, товарищи сумели переправить через кровавую реку. Медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» он дорожил не меньше, чем орденом Отечественной войны II степени, полученным в декабре 1943 года на ЮгоЗападном фронте. Тогда благодаря его точной наводке орудийный расчет уничтожил несколько дзотов, пулеметов и минометов, до 30 фашистов. Последствия двух тяжелых ранений давали о себе знать всю жизнь, но Михаил Павлович работал на ответственных должностях до последнего дня. И умер как солдат: на посту. Это случилось в декабре 1988 года. Овдовевшую мать Елизавета Михайловна перевезла к себе в Орел.
Среди родных
Даже прикованная к постели после перелома шейки бедра, случившегося два года назад, Галина Дмитриевна не теряет присутствия духа и свойственного ей чувства юмора. Как и прежде, живо интересуется делами взрослых внуков и учебой правнуков, с нетерпением ждет вестей от старшей дочериврача, которая обещала приехать с Урала ко Дню Победы – святому семейному празднику. Перечитывает русскую и зарубежную классику, военные мемуары, радуется, если ей дарят книги: в этой большой семье чтение – одно из любимых занятий. Как и рукоделие: все женщины здесь с золотыми руками. Опытная сиделка не перестает удивляться незаурядной памяти своей подопечной: бывают дни, когда Галина Дмитриевна часами декламирует любимые строки Блока, Есенина, Пушкина, поэтов Серебряного века. Все то, что она когдато читала детям и мужу. И тогда забывается возраст и кажется, что впереди еще много добрых и счастливых дней в кругу родных и близких…
Валентина Новошинская
Фото из семейного альбома