Где в Орле располагалось старое трамвайное депо и что от него осталось? Где делали каретные экипажи? Что стало с речкой Пересыханкой? Об этом и многом другом на очередной экскурсии 29 мая всем желающим рассказали известные краеведы Дарья Фурманская и Андрей Киреев.
Город-порт
Волонтерское движение «Экскурсии по Орлу» недавно открыло четвертый сезон прогулок. Вторая экскурсия была посвящена истории переулка Трамвайного, части улиц Московской, 2й Курской и окрестностей. Тема заинтересовала множество орловцев, на встречу пришли около 100 человек.
Свой рассказ Дарья Фурманская начала в сквере возле кинотеатра «Родина». Здесь в XVIII веке – начале XXго находилась одна из торговых площадей – Воздвиженская.
– Стоит отметить, что скверы в Орле, особенно на центральных улицах, обычно имеют два варианта происхождения: либо ранее на этих местах были торговые площади, либо здания, которые снесли и впоследствии так ничего и не построили. Как известно, Орел был городом купцов, крупным торговым центром. Воздвиженская площадь, по всей видимости, появилась еще в начале XVIII века. Место очень удобное: рядом проходит большая московская дорога, чуть дальше – хлебная пристань (в районе набережной Дубровинского). Когдато всю зиму по улицам курского направления везли зерно, соль и другие товары на пристань; там грузили на корабли, и с наступлением весны суда отправлялись в Москву и доходили даже до СанктПетербурга, – рассказала Дарья Фурманская.
Религиозные купцы
Совсем рядом с Воздвиженской находилась еще одна торговая площадь — Ильинка (нынешний сквер Танкистов). Их отличие состояло в том, что на Ильинке торговали каждый день, там были постоянные торговые павильоны. А на Воздвиженскую купцы приезжали только по выходным или другим торговым дням и продавали свои товары прямо с телег.
– Название Воздвиженской площадь получила, поскольку рядом находилась церковь – Крестовоздвиженская. Она стояла сначала примерно на месте бывшего машиностроительного техникума. Затем рядом с ней построили еще одну новую большую церковь (на месте нынешнего сквера им. Н.Н. Поликарпова). Подобная практика была довольно распространена. Старая маленькая церковь отапливалась, и в ней службы проходили в холодное время года. А в теплое время года и по большим праздникам службы проводили в большой неотапливаемой церкви. Рядом стояли две часовни. Орловские купцы были людьми набожными, и даже если не было времени прийти в церковь и помолиться, им надо было хотя бы ненадолго зайти в часовню, чтобы поставить свечку, – предполагает Дарья Фурманская.
На старинных фотографиях сохранились изображения Крестовоздвиженской церкви, часовен, видов на большую московскую дорогу и Московские ворота. Они раньше располагались в районе завода имени Медведева и обозначали границу старого города, за которой начиналась Большая Покровская слобода.
Крестовоздвиженская церковь также известна тем, что в ней отпевали генерала А.П. Ермолова.
Каретных дел мастер
Здание церкви было разрушено в 1930е годы. Примерно в то же время уничтожили еще семь орловских храмов.
– Из всего ансамбля зданий, которые находились в районе Воздвиженской площади, до наших дней сохранились дома, расположенные напротив кинотеатра «Родина».
Здесь когдато делал экипажи для состоятельных горожан каретных дел мастер Фрайденберг. В длинном одноэтажном здании, где сейчас находится аптека, как раз была каретная мастерская, через арку – дом хозяина.
В соседнем двухэтажном (зеленом) доме жил мещанин Жилин, торговавший выпечкой. Во дворе стояла его пекарня, но она не сохранилась. Соседний дом, который сейчас закрыт баннером, принадлежал священнику. Все сведения об этом комплексе зданий стали известны благодаря работе краеведа Ксении Седойкиной, которая проводила серьезные исследования на эту тему, – поделилась Дарья Фурманская.
Подробнее экскурсовод рассказала о Фрайденберге, он был лютеранином. Мастерить экипажи перестал еще до революции. Возможно, упал спрос, поскольку в Орле уже появились автомобили и трамвай. Возможно, мастер посчитал, что ему требуется отдых. Бывшую мастерскую он решил сдавать в аренду.
– Часть здания арендовала орловская еврейская община и устроила здесь синагогу. Представьте себе такую картину: возле дома лютеранина расположена синагога, прямо напротив православного храма. Можно сказать, что Орел был вполне толерантным и веротерпимым городом, – продолжает Дарья Фурманская.
Старое трамвайное депо
Если пройти от здания Железнодорожной администрации в сторону бывшей фабрики «Ромашка», можно увидеть высокий кирпичный забор. В этой стене явно раньше были окна, которые сейчас заложены и закрашены. Предположительно, этот забор – все, что осталось от старого трамвайного депо.
Как сообщил Андрей Киреев, здесь ремонтировали, мыли и оставляли на ночь первые орловские трамваи. Как известно, в 1898 году трамвайные линии в областном центре построила компания из Бельгии. Право на строительство предприятие получило благодаря тому, что взяло на себя обязательство также сделать уличное освещение вдоль трамвайных путей. Сейчас на территории бывшего депо расположено несколько зданий. Предположительно, в одном из них находилась первая орловская электростанция.
Речка Пересыханка
Чуть выше за фабрикой «Ромашка» (но тогда и ее не было) протекала речка Пересыханка. Она была небольшая и очень грязная, сюда сбрасывали как бытовые, так и производственные отходы. Жители даже писали в газету «Орловский вестник» жалобы на состояние Пересыханки. Примерно в 1960е по руслу проложили трубы, чтобы исключить доступ к воде. Теперь речка течет под землей, а трубы привлекают искателей приключений.
Вероника Иконникова