Доктор медицинских наук профессор Института питания РАМН, один из авторов доктрины продовольственной безопасности страны Александр Батурин принимал участие в международной конференции в ОрёлГАУ в конце февраля. Его анализ ситуации с качеством питания в стране может быть полезен и читателям «Орловской городской».
«Главное мясо – колбаса»
По словам профессора, за последние 10–12 лет питание россиян так изменилось, что сегодня трудно отличить будни от праздников.
– Раньше, проводя какие-либо обследования, мы только по тому, что человек съел, могли сказать, будни это или праздники. А сейчас деликатесы постоянно присутствуют на нашем столе. К чему это приводит? С одной стороны, неплохо, что мы едим 80 кг мяса в год. В Германии – около 50 кг, в США – примерно столько же. Но они овощей и фруктов едят в два раза больше, чем мы. И смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в этих странах практически в два раза ниже. Но у нас увеличение потребления мяса тащит за собой потребление жира. Уровень содержания жира в рационе составляет 36% по калорийности при том, что медицинская норма жира – не более 30%. А если посмотреть структуру мяса, то увидим: у нас главное мясо – это колбаса. В группах населения с наиболее низким доходом среди основных видов продуктов доминируют колбасные изделия – сосиски. И хотя есть более полезная и более дешевая мясная продукция, россияне почему-то считают, что колбаса – это тот продукт, без которого они не могут существовать. Но если в мясе около 20% белка и 10–12% жира, то в колбасе – 12–15% белка и 30–35% жира. То есть любители колбасы и сосисок «сдвигают» баланс пищевого рациона в сторону жира. И вторая беда: мы потребляем очень много добавленного сахара: вдвое превосходим норму обеспеченности по сахару. Это тоже сказывается на здоровье, – сообщил Александр Батурин.
Он рассказал, что многолетние исследования НИИ питания показывают: есть прямая зависимость между смертностью в регионах России от сердечно-сосудистых заболеваний и потреблением жира. К примеру, в 90-х годах прошлого века общее уменьшение потребления продуктов животного происхождения в стране привело и к снижению распространенности сердечно-сосудистых заболеваний. Сопоставляя сегодня риски развития различных заболеваний, ученые отметили, что наиболее благоприятно ситуация складывается в Северо-Кавказском регионе. Например, распространенность ожирения здесь ниже, чем в других округах.
Мужчин с ожирением примерно на 8–15% меньше, чем женщин. Однако с 2005 по 2012 годы распространенность ожирения у мужчин увеличилась почти в два раза.
Вазочка с конфетами
Ожирение добралось и до детей. По словам профессора, если сравнивать детей по принятым стандартам ВОЗ, то российские ребятишки более полные.
– Потребление жира у детей – 35–36%, что очень много. При этом отмечается низкий уровень потребления витамина Д и кальция. Есть проблемы и с грудничками. К сожалению, у нас все меньше грудного вскармливания, до сих пор грудных детей кормят неадаптированными смесями, молоко и кефир начинают давать чуть ли не с двух месяцев. Это отрицательно сказывается на массе тела детей первого-второго годов жизни. Но именно в это время закладывается будущее здоровье человека, как и все последующие болячки.
Значительный рост ожирения среди детей произошел с 2005 по 2012 годы. Какие же продукты постоянно присутствуют в их рационе? Колбаса – у 38% детей до 6 лет и у 51% в возрасте 12–13 лет. Кондитерские изделия – 50% детей потребляют их регулярно.
– Тут мы сами виноваты, – считает ученый. – В каждом доме стоит на столе вазочка с конфетами и печеньем. Ребенок прибежал из школы, все на работе, мама оставила записку – разогрей, поешь. Но ему некогда – он же без компьютера целых шесть часов! Хватает горсть конфет – и пошел кнопки нажимать. А потом мы говорим, что во всем виноват фастфуд. Я не за фастфуд, но наше исследование расставляет оценки. Действительно, до 5% детей регулярно едят фастфуд, но 55% – кондитерские изделия.
Одно из исследований института было посвящено проблеме низкой массы тела у детей от 14 до 18 лет. В обществе распространено мнение, что это связано с низкими доходами семей. Однако ученые не выявили такой связи.
– Мы выяснили, что это просто желание подростков быть похожими на соответствующих фотомоделей. Отсюда – около 10–12% и мальчиков, и девочек имеют низкую массу тела, и все они находятся «на диете». А эта «диета» представляет собой небольшой кусочек сладкого торта и немного сладкой воды. Так они губят свое здоровье, не зная, как правильно организовать питание, – сокрушается Александр Батурин.
Как показали исследования, к сожалению, врачи не являются лидерами в образовательном процессе в сфере здорового питания. На первом месте – средства массовой информации и Интернет. А он, по мнению ученого, «порой грешит абсолютной безграмотностью и сбивает людей с толку». При этом только около 40% населения страны читает этикетку на пищевых продуктах. То есть большинство не обращает внимания ни на срок годности, ни на химический состав продуктов.
Ожирение – у каждого пятого
По данным НИИ питания, в России примерно 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет имеют избыточную массу тела. Сегодня ожирением страдают примерно 26% россиян, то есть каждый пятый.
Среди самых «толстых» регионов оказалась Калужская (33% жителей с ожирением), Московская (30%) и Нижегородская (28%) области, Краснодарский (27%) и Алтайский (27%) края. Самые «подтянутые» регионы – Удмуртия (12% жителей с ожирением), Оренбургская область (17%), Красноярский (17%) и Приморский (18%) края, Кабардино-Балкария (19%).
В расчетах ученых учитывается индекс массы тела. Чтобы его вычислить, нужно вес поделить на рост «в квадрате»: например, если человек весит 70 кг, а его рост – 1,7 м, индекс массы тела будет равен 24,2. Если индекс от 18 до 25 – вес нормальный. Если от 25 до 30 – избыточный, а если больше 30 – это уже считается ожирением.
Людмила Федосова