Выставка «Айвазовский. На гребне волны» открылась в Орловском музее изобразительных искусств
Я готов целовать песок…
– Когда я смотрю на стихии Айвазовского, готов стать на колени перед ними, я бы целовал его следы, чтобы быть его учеником! – Такое, слегка шокирующее признание, сделал однажды народный художник СССР Александр Шилов. Думаю, многие современные мастера «прозакладывали бы последние холсты» за право учиться у великого маэстро.
К слову сказать, вероятно, никого из русских художников XIX века столько не подделывали, как Айвазовского. На сегодня его наследие составляет около шести тысяч произведений, и только около тысячи из них эксперты готовы признать подлинными.
И хотя в свое время критики ругали мастера за «салонность, некую слащавость и повторяемость сюжетов», стоит признать, что в изображении моря равных Ивану Константиновичу не было и, наверное, не будет. Выставка, открывшаяся в ОМИИ, дает возможность в этом убедиться.
Стоит сразу оговориться: большинство из представленных работ – репродукции, созданные компанией АРТЭкспо в технике жикле под наблюдением специалистов Третьяковской галереи. Надо сказать, репродукции очень качественные – более 50 работ, к тому же выполненных в натуральную величину с сохранением всех цветовых оттенков, кракелюров, отдельных мазков и прочих живописных нюансов.
Плюс качественно подобранные итальянские рамы. Разумеется, тем, кто желает познакомиться с подлинным наследием мастера, придется совершить путешествие в Феодосийскую галерею, где находится большинство работ Айвазовского, побывать в Русском музее, Третьяковке… Это, как говорится, для людей искушенных. Но орловцам помоложе всетаки стоило бы сходить на выставку в родной музей – благо это рядом, к тому же большой образовательный эффект от такого посещения сомнения не вызывает. Для молодежи (и не только) устроители выставки отвели специальную зону селфи, так что любители такого рода развлечений могут порадовать себя и знакомых, снявшись на фоне работ мастера мирового уровня, чьи подлинники сегодня составляют гордость мирового искусства и стоят миллионы долларов.
Одеть Айвазовского!
Есть такая фраза: «Копии с Тициана в домоуправлении не заверяются!». Вопрос, который часто звучал среди посетителей выставки, (побывавшей уже в ряде городов России): почему всетаки репродукции? Неужели нельзя было привезти в Орел подлинники Айвазовского?
Ответ лежит на поверхности. Конечно, это возможно, вот только наши провинциальные музеи с их ограниченными бюджетами такую экспозицию на собственные средства просто не потянут. Дорогое это удовольствие – принимать у себя подлинники великих художников. К тому же крупные собрания работ больших мастеров крайне неохотно даже на время расстаются с жемчужинами своих коллекций.
Впрочем, пара настоящих вещей Айвазовского на выставке найдется!
– Одни из главных экспонатов – это произведения из наших фондов, – рассказывает директор ОМИИ Светлана Четверикова. – В этом особенность экспозиции, ведь зрители имеют возможность сравнить репродукции и подлинники. Мы представляем карандашный рисунок «Морской вид» с дарственной надписью Марии Гавриловны Савиной и большое живописное полотно «Лунное море», которое долгие годы хранилось в наших запасниках. Эта работа какоето время не выставлялась изза рамы, пришедшей в ветхость, однако музею помогли неравнодушные люди, ставшие участниками проекта «Одеть Айвазовского!».
– Собрать средства на новую раму было нетрудно, – добавляет Пайцар Даниэлян, руководитель Армянского культурнопросветительного центра в Орле. – Желающих поучаствовать в этом оказалось более чем достаточно. Дело в том, что имя Айвазовского или Ованнеса Айвазяна (как его записали при рождении), – это своего рода волшебная палочка к сердцу каждого армянина. Мы все понимаем, что существуют вечные ценности, которые нельзя выразить в денежном эквиваленте. Такая культурная ценность и национальная гордость как для русских, так и для армян – творчество Айвазовского.
– Как армянин Айвазовский знал толк в торговле, это, если хотите, национальная черта, – улыбается Игорь Свеженцев, тележурналист и автор сценария фильма «Айвазовский. На гребне волны». (Не так давно премьера этой документальной ленты с успехом прошла по главным каналам страны). – Айвазовский – это успешный коммерческий проект и при жизни художника, и теперь, через 118 лет после его смерти. Он создал настолько много работ, картин и картинок, что это целый рынок. Постоянно всплывают его «новые» полотна – это подогревает интерес. Скандалы с подделками (а работы художника подделывали уже при его жизни) – тоже хороший пиар.
– На съемках фильма мы познакомились с еще одним удивительным человеком, – продолжает Игорь. – Николай Левенко – простой рабочий из Феодосии. Выдающийся знаток творчества Айвазовского, он каталогизировал все существующие его работы. К нему обращаются за консультацией даже зарубежные эксперты «Сотбис» и «Кристи». С его помощью обнаруживались подделки и подлинники Айвазовского. Еще одна встреча: Валерий Лисин. Актер феодосийского театра «Парадокс» уже много лет исполняет роль Айвазовского на всевозможных городских мероприятиях. Специально отрастил и не сбривает бакенбарды. Я нашел его «по наводке» его московских друзей…
Андрей ТУРБИН