Славную страницу в историю Орловского бронетанкового училища вписал ее выпускник, военный контрразведчик генерал-лейтенант Николай Иванович Железников.
Окончание. Начало в № 35-36 «Орловской городской газеты»
Группа благополучно перешла линию фронта и незаметно проникла в Ригу. Приблизившись к дому, в котором размещался один из отделов «Абверштелле – Остланд», разведчики бесшумно сняли часовых и ворвались в здание. И тут случилось непредвиденное: в абверштелле оказались немцы – более десятка сотрудников абвера готовили документацию и имущество к эвакуации. Чекисты открыли огонь, и 12 работников абвера так и остались на своих рабочих местах.
Картотеку с важными документами обнаружили быстро. Но ночная стрельба привлекла внимание патрулей, дом плотным кольцом окружили гитлеровцы. Чекисты вели бой всю ночь. К утру на помощь разведчикам подошли ударные силы войск 2го Прибалтийского фронта.
Результатом этой дерзкой операции, как вспоминал Железников, стало разоблачение по захваченной картотеке десятков немецких агентов и немалого числа пособников гитлеровцев.
Бой после победы
Поразному можно оценивать работу контрразведчика. И основная оценка заключается не в орденах, хотя у Николая Ивановича их шесть. Главное для контрразведчика – это доверие, оказываемое ему народом и руководством. Железникову по окончании Великой Отечественной войны было доверено руководить контрразведкой Северной группы войск, а в 1950– 1953 годах – Управлением контрразведки МГБ СССР в Группе советских войск в Германии.
Его деятельность на этих послевоенных должностях удачно проиллюстрирована в киноленте «Бой после победы» из знаменитой трилогии о борьбе военных контрразведчиков с абверовским «Сатурном» и специальной службой, организованной под американским покровительством Рейнхардом Геленом.
Смерть Сталина в марте 1953 года породила кадровые перестановки во всей вертикали органов власти. Не обошлось и без реорганизации органов государственной безопасности. Железников продолжил службу в должности начальника особого отдела по Закавказскому военному округу. Служба в Тбилиси воспринималась Николаем Ивановичем не как ссылка на Кавказ, а как необходимость совершенствовать контрразведывательную работу в этой многонациональной части СССР.
Педагогическая деятельность
В 1961 году Железников продолжил службу в Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР. Ему поручили создание факультета военной контрразведки, начальником которого он и был назначен. Наряду с административной работой Николай Иванович приступил к научной и педагогической деятельности, которая за счет богатого жизненного опыта оказалась очень продуктивной.
Многие воспитанники Железникова с благодарностью вспоминали годы учебы на факультете под его руководством. Они ценили в своем начальнике человеческие качества, его доступность, отзывчивость, высокий профессионализм и, конечно же, энергию.
«Матч жизни» в Орле
Примечательным эпизодом в жизни Железникова является организация им футбольного матча в Орле 25 августа 1943 года, вскоре после освобождения города от фашистов.
Этот случай подробно вспоминал 21летний в то далекое время связистдинамовец Орест Викторович Гайгаров, вошедший в город 5августа 43го в составе одной из воинских частей.
На фотографии десять парней в спортивной форме. Футболки примерно одного цвета, а вот трусы – разного. Оно и понятно – время военное. На обороте надпись: «г. Орел 1943 г.».
А другой участник этого события – К. Кулинкович – описал его в еженедельнике «Футбол» в середине 1960х годов. В своем вещмешке, помимо нехитрого армейского скарба, Кулинкович всю войну носил… футбольный мяч, чтобы в редкое свободное время часдругой поиграть с сослуживцами в футбол.
Когда об этом случайно рассказали Железникову, аппарат управления которого также располагался в Орле, тот незамедлительно вызвал к себе хозяина мяча и, встретив его с улыбкой, сказал:
– Молодцы! Хорошо придумали – и отдых, и закалка. Давайте покажем другим пример – создадим команду, будем играть.
И тут же организовал расчистку от мин и других боеприпасов городского стадиона и его обустройство. Им были также направлены подчиненные в Тулу (в тот период крупный тыловой центр) для получения коекакого спортивного снаряжения и, главное, – в Москву с просьбой командировать из столицы один из футбольных коллективов.
В день проведения матча город словно ожил. Пестрели афиши, играл военный оркестр, а люди тянулись на стадион. Складывалось впечатление, что война уже гдето очень далеко.
Увольнение в запас
После увольнения в запас в 1966 году Николай Иванович был приглашен на работу в Научноисследовательский институт техникоэкономических исследований и возглавил научностатистическое подразделение. Несмотря на новое для него занятие, он с присущим ему рвением занялся его освоением. Этому подразделению впервые на основе научной статистики удалось разработать эффективный план развития Ждановского района Москвы. Избрание Железникова депутатом Ждановского районного Совета было воспринято общественностью как само собой разумеющееся событие. Он не оставлял своей деятельности даже в госпитале. Несмотря на запреты врачей, продолжал работать, принимать у себя в палате посетителей. Николай Иванович умер внезапно в марте 1974 года.
К сожалению, точную дату смерти и сведений о его семье, кроме того, что у Николая Ивановича была дочь Людмила, найти не удалось.
На Введенском кладбище в Москве этому вызывающему восхищение человеку установлен скромный памятник с чекистской символикой и надписью: «Генераллейтенант Николай Иванович Железников».
Марина САМАРИНА