В Орле существует сообщество любителей пеших краеведческих походов. Люди разных возрастов и профессий проходят в день много километров, чтобы посетить интересные места Орловской области. Наш корреспондент приняла участие в походе к бывшей усадьбе ученого Владимира Хитрово в Знаменском районе.
Небывалое явление
Любителей походов к историческим местам объединяет группа «Походная романтика» в одной из соцсетей. Ее создал молодой орловец Денис Балагутин, он же возглавляет походы. Причем приглашает туда всех желающих, уверенных в своих силах.
В середине октября Денис организовал поход в деревню Муратово Знаменского района. До революции и в первые годы советской власти здесь располагался научный центр по изучению растений. Его создал геоботаник Владимир Хитрово в своем поместье.
Поход начался в деревне Моховое Орловского района. Желающих проверить себя и узнать чтото новое набралось 19 человек. В основном — молодежь, но были и люди средних лет. Причем последние, как потом выяснилось, оказались самыми выносливыми. В общей сложности мы прошли пешком за день 22 километра.
В Моховом на нас смотрели как на небывалое явление — два десятка городских, с яркими рюкзаками выгрузились из автобуса в центре деревни. Деревенские старушки рассказали о местной достопримечательности. В конце сентября недалеко от деревни благоустроили и освятили источник. Денис принял решение сделать небольшой крюк, чтобы непременно посмотреть на него.
На выходе из деревни возле чьегото сарая встретили усыпанные желтыми листьями антикварные сани. Эта находка вызвала большое оживление у участников похода и существенно задержала группу — все фотографировались.
Важное место
Фотографироваться было где и во время движения: проселочные дороги, насколько хватает глаз — поля, лазурное высоченное осеннее небо, желтокрасные деревья, через которые просвечивает солнце. И дикие яблони, сверху донизу увешанные плодами.
Родник явно был благоустроен по принципу «каждый помог, чем смог» без особенных затрат. Вместо забора — плетень, на иконе — рукодельное полотенце, скамья, сколоченная из досок, столик и стулья — из кусков ствола огромного дерева. Зато здесь чисто: ктото аккуратно убирает листву, траву, мусор. Возле родника — несколько кружек.
Здесь мы встретили местную жительницу. Она ехала со знакомыми на сезонную работу в соседнюю деревню Шемякино – убирать свеклу. Там остался один дом – фермера. Он нанимает местных помогать во время уборки урожая.
– Это теперь наше важное место! Сами все делали! Ой, надо было видеть, как пень, из которого стол сейчас, сюда трактором везли и устанавливали! Ух, какой здесь праздник был три недели назад! И на гармошке играли, и самовар на дровах у нас был, и батюшка приезжал. Отдыхайте здесь, пейте воду, вот кружки вам, умывайтесь — целебная ведь вода, – рассказывала женщина.
Деревни не стало
Денис планировал сделать привал на берегу реки Моховицы. Однако речки почти не стало — настолько обмелела и заболотилась. Значит, план «Б».
Мы обедали на берегу пруда возле деревни Филоново. Деревни этой, хоть она и отмечена на картах, тоже не стало — ни одного дома, только заросли на бывших огородах.
Дальше, судя по карте, вдоль небольшого леса шла проселочная дорога. Но вместо нее — мощный непролазный подлесок. Пришлось идти по лесу (спутниковый навигатор — в помощь).
Таким образом мы вышли на дореволюционную дорогу, которая шла из Болхова в Муратово. Денис показал нам ее на карте конца XIX века. Сейчас вместо нее небольшой проселок.
Уходящая красота
Невозможно описать красоту осеннего муратовского парка на закате. В начале прошлого века выдающийся ученый Владимир Хитрово, которому принадлежала эта усадьба, сделал здесь ботаническую опытную станцию. Видно, что столетние липы, клены, ели, кедры, дубы были посажены профессионалом — так гармонично они расположены.
Владимир Хитрово принял Октябрьскую революцию с восторгом — когдато его отчисляли из университета за участие в подпольных кружках. Он добровольно отдал свою усадьбу государству, продолжая заниматься здесь наукой. Однако в 1931 году его репрессировали, оправили в Сибирь, а опытную станцию закрыли.
В начале 2000х здесь пытались сделать музей и привести территорию в порядок. Там, где у Хитрово была метеостанция, построили беседку, перед входом сделали табличку с планом усадьбы. Однако, рассказали в деревне местные, после того, как десять лет назад умер последний энтузиастсмотритель усадьбы, здесь ничего не делается. Табличка заржавела, беседка прогнила. Только столетние деревья продолжают подпирать небо и каждый год ронять листву. Но дубы и кедры поражены какойто болезнью. Нам повезло, что мы успели увидеть эту красоту.
Елена Маслова
Фото автора