Об инклюзии, отношении в обществе, реабилитации и других аспектах жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассказала орловский педагог-психолог Екатерина Марьянова.
Широкий спектр
Екатерина работает в БУ ОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Здесь с ребятами проводят психологические тренинги, делают массаж, организуют экскурсии, походы в театры, кино и музеи. Также дети занимаются различными видами творчества. В учреждении работают три отделения: реабилитации, дополнительной образовательной деятельности и социального сопровождения.
Все индивидуально
В центр приходят ребята с физическими и ментальными ограничениями.
Специалисты сейчас стараются не употреблять термин аутизм. Теперь говорят РАС — расстройства аутистического спектра.
– Если вы узнали одного человека с РАС, это вовсе не означает, что у вас имеется хоть какоето представление о другом человеке с РАС. Лично у меня периодически складывается впечатление, что я об этих расстройствах вообще ничего не знаю. Настолько все индивидуально и уникально. Конечно, специалисты выделяют какието общие моменты. Но чем глубже вопрос изучается, тем все больше расширяется спектр РАС, – говорит Екатерина.
Развитие диагностики
На вопрос о том, растет ли заболеваемость в последнее время, Марьянова отвечает, что рост действительно наблюдается.
– Но не стоит забывать и о том, что раньше многие расстройства попросту не удавалось диагностировать, хотя они все равно присутствовали. Современные технологии позволяют распознавать, например, РАС у детей до года. Раньше на некоторые особенности могли просто не обращать внимания, а позже ребенок мог выровняться в развитии. Но повторюсь, реальный рост заболеваемости тоже есть.
Физические ограничения и синдром Дауна распознаются еще на этапе внутриутробного развития. Чаще всего это наследственные патологии. Но случается и так, что родители здоровы, а у ребенка обнаруживается заболевание.
Об инклюзии
Тема инклюзивного образования – обучения особенных детей в обычных школах – давно обсуждается в кругах специалистов и родителей.
– Это отличная практика, и сейчас всем стало понятно, что она действительно нужна. Инклюзивное образование помогает обычным детям стать более отзывчивыми и понимающими. А особенным детям позволяет лучше адаптироваться. Но реализовать эти идеи получается не всегда.
Многим детям с ОВЗ, которые посещают стандартную школу, необходим тьютор. То есть человек, который будет сопровождать и помогать в процессе обучения. Раньше мамы детей с ОВЗ изъявляли желание занять эти ставки. Но теперь вышел стандарт для профессии, в котором обязательно специализированное образование. Тьюторы в Орле есть, но их не так много.
Кроме того, далеко не всем детям с ОВЗ самим нужна обычная школа. В некоторых случаях необходима коррекционная школа, специализированные классы. Это необходимо учитывать.
Разработки отечественных ученых в области коррекционного образования и дефектологии совершенно не стоит отметать. На основе их трудов и сегодня строятся многие мировые практики. Здесь нужен баланс: развивать инклюзивное образование, конечно, надо. Но при этом должна остаться возможность выбора в пользу коррекционной школы.
И опять же далеко не все родители обычных детей будут рады появлению в классе ребенка с ОВЗ. Отношение в обществе меняется в лучшую сторону. Но, как показывает практика, недовольные все равно есть.
Сейчас в Орле сохраняется система коррекционного образования, есть специализированные детские сады, школы и отдельные классы. Такие учебные учреждения попрежнему остаются востребованными.
Со всей семьей
Екатерина уверена, что работать необходимо не только с каждым особенным ребенком, но и со всей его семьей. Сейчас в центре думают о создании родительского клуба, проведении тренингов и мероприятий для взрослых.
Некоторые родители далеко не сразу могут принять тот факт, что с ребенком чтото не так.
– Это неудивительно, у людей рушится картина мира, а на понимание и принятие новой картины может уйти достаточно много времени и усилий. Порой глубокое отрицание проблемы может нанести вред и самому особенному ребенку, и окружающим. Бывают ситуации, когда взрослые упорно доказывают себе и другим, что все в порядке. Водят ребенка в обычный детский сад, потом в обычную школу. Это может привести к тому, что и время для терапии будет упущено, и ребенок с ОВЗ не потянет нагрузку, что еще больше усугубит ситуацию.
Конечно, отдельное внимание нужно братьям и сестрам особенных детей. Им порой тоже приходится очень непросто, поэтому двери моего кабинета для старших детей тоже открыты.
Найти способность
После 18 лет бывшие воспитанники иногда все равно посещают центр реабилитации, чтобы рассказать о своей жизни и успехах. Некоторые поступают в учебные заведения, получают профессию.
– В каждом особенном ребенке можно найти способность, которая поможет ему адаптироваться. И пусть это не будет чтолибо из области академических достижений. Например, ребенок с ментальными ограничениями может оказаться способным к спорту, какомуто виду творчества, к простому труду (в Орловской области реализуются программы трудовой адаптации). Конечно, поиск способностей может занять больше времени и потребовать больше терпения. Тем не менее я считаю, что это вполне реально. А наша задача (как специалистов) помочь детям и родителям найти свой собственный путь.
Вероника Иконникова