Имя композитора Дмитрия Кабалевского, автора методики, по которой детей теперь обучают музыке не только в России, но и во Франции и США, носит одна из орловских детских школ искусств. Там же, в стенах школы, расположился небольшой, но очень занимательный музей Кабалевского.
Достойнейшие из достойных
Сегодня в России порядка одиннадцати музыкальных школ удостоены чести носить имя Дмитрия Кабалевского. Как отмечает директор Орловской детской школы искусств Римма Логвинова, масштаб Кабалевского как личности ко многому обязывает.
Так, знакомство с жизнью и творчеством Дмитрия Борисовича, «человека ренессансного типа», как его называют педагоги и музыканты, в школе имени Кабалевского начинается прямо в вестибюле. Там, среди самых значимых и ценных наград, заслуженных школой, разместились две полки, впечатляющие знатоков своим содержимым.
– Часто дети, а подчас, и взрослые, не знают, чьим именем названа школа. Это одна из причин, по которой мы приняли решение оставить столь ценные экспонаты в открытом доступе, – поясняет Римма Евгеньевна. – Разумеется, каждый учебный год мы начинаем с урока, посвященного Кабалевскому, проводим лектории на основе материала, имеющегося в распоряжении наших преподавателей, уделяем творчеству Дмитрия Борисовича особое внимание в рамках концертной работы. Вклад этого человека в развитие музыкального образования, его просветительский труд настолько ценны, что говорить о Кабалевском можно и нужно гораздо больше и чаще.
Показать школе действительно есть что. На «полочке», как ее ласково называют сами сотрудники, представлены очки Дмитрия Кабалевского, с которыми он практически не расставался, уникальные фотографии и открытки из семейного архива, рукописи статей.
Римма Логвинова особо отмечает подлинные удостоверения Дмитрия Борисовича, оказавшиеся в распоряжении школы: билет депутата Верховного Совета СССР, постоянный членский билет Куйбышевского городского молодежного клуба и наконец, билет проездной, выданный Кабалевскому секретариатом Президиума Верховного Совета.
– Этот проездной билет является своего рода свидетельством того, что Дмитрий Кабалевский действительно успевал делать все, что, по идее, одному человеку успевать не под силу, – рассказывает директор. – Он ездил много и часто, встречался с детьми, в том числе посещал «Артек», писал музыку, преподавал, дирижировал, активно поддерживал контакты с выдающимися деятелями искусств, в частности, с Роменом Ролланом.
Школа искусств активно поддерживает контакты с родственниками Кабалевского: его дочерью Марией Дмитриевной и внуком Василием Федоровичем. Они посещали школу и, как отметила Мария Дмитриевна, нашли ее одной из достойнейших его имени в стране.
Педагог и музыкант
По воспоминаниям очевидцев, никто не умел так общаться с детьми, как Кабалевский. В ходе многочисленных встреч и на занятиях он очень легко и естественно прививал своим собеседникам не только любовь к музыке, но и способность глубоко понять и прочувствовать услышанное.
– По сути, до него никто даже не задумывался, как грамотно детей музыке учить, – говорит Римма Логвинова. – Даже «три кита» – песня, танец и марш, которые сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса, были придуманы Дмитрием Борисовичем.
При этом каждое свое произведение Кабалевский в первую очередь приносил своим ученикам, чтобы понять, насколько исполнение будет комфортным для ребенка того или иного возраста, и только после, добившись наилучшего результата, отдавал в печать.
– Помимо человеческого восхищения, я не устаю выражать Дмитрию Кабалевскому уважение профессиональное, – продолжает Римма Евгеньевна. – Его произведения удивительно образны, при этом я, как преподаватель, точно знаю, какое из них стоит предложить ребенку на начальном этапе обучения, чтобы отработать то же стаккато, а какое – чуть позже, чтобы, уже владея определенными навыками, ученик мог насладиться тем, что исполняет.
Интеллигентный человек
Те, кому так или иначе довелось лично пообщаться с Кабалевским, впоследствии рассказывали о нем, как о человеке удивительно тонком и интеллигентном.
Демонстрируя вторую часть экспозиции музея, директор обращает особое внимание на письмо, которое школа получила от Кабалевского в 1975 году. Тогда коллектив орловской музыкальной школы № 4 написал Дмитрию Борисовичу с просьбой разрешить присвоить школе его имя. Ответил на него Кабалевский в силу колоссальной занятости не сразу, за что неоднократно и очень вежливо извинился перед орловцами.
– К тому времени Дмитрий Борисович уже не писал от руки, ответ под его диктовку набирала машинистка. При этом обратите внимание, насколько вежливым, теплым и скромным он получился, – рассказывает Римма Логвинова. – Кабалевский уже был народным артистом, Героем Социалистического Труда, имел ряд ленинских, сталинских и других премий, однако подписался он просто «Дружески ваш», как будто и правда обращался к друзьям.
Тогда Дмитрий Борисович ответил, что ему было бы очень приятно, если бы музыкальная школа в Орле носила его имя, но сам факт возможного присвоения образовательному учреждению имени человека живущего, счел не совсем приличным.
Композитор умер в 1987 году в возрасте 82 лет. Спустя пять лет, в 1992 году, имя Дмитрия Кабалевского все же было присвоено орловской школе искусств.
Анастасия Извекова