Известный российский актер, продюсер Всероссийского кинофестиваля «Созвездие», который пройдет в Орле в середине августа, рассказывает о себе и своей профессии.
Мы познакомились 12 июня, когда Юрий Анатольевич приезжал в Орел, чтобы оговорить с областной администрацией программу фестивальной недели. По тому, как много людей к нему подходило в Детском парке и приветливо здоровалось, я предположила, что он уроженец Орла.
– Нет, я родился на Украине, но мог бы уже лет двадцать тоже считать себя орловцем, как мои коллеги-актеры Виктор Супрун или Игорь Черкашин. Все мы — выпускники разных лет Днепропетровского театрального училища. Они в свое время получили направление в Орел, а я – в Днепропетровский ТЮЗ.
– Как вы оказались в Москве?
– Понял, что хочу учиться дальше, причем у российских педагогов, и в 1992 году поступил в Щукинское училище. Но через год нас с Сашей Семчевым отчислили. Разумеется, не за профнепригодность. По совету тогдашнего ректора «Щуки» Владимира Абрамовича Этуша я понес документы в ГИТИС, где случайно встретил Марка Захарова. Преодолевая понятную робость, подошел к нему, объяснил ситуацию и попросился в его мастерскую.
– Но я завершаю второй курс, а ты только первый окончил, – сказал он с сомнением.
– Зато у меня уже есть актерское образование.
Захаров пригласил на прослушивание – и я вышел от него студентом режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (РАТИ).
– Редкая удача!
– Не то слово. Обычно люди от радости приплясывают, прыгают, кричат, а я в состоянии абсолютного счастья бегу, почти не касаясь земли. В тот день, когда Захаров меня принял в свою мастерскую на третий курс, я опоздал на автобус. Не упуская его из виду, побежал, перегнал на светофоре и дождался на следующей остановке. Водитель, который видел мой забег, даже не взял с меня денег: с восторгом сказал, что такого спринтерского бега он еще никогда не видел. Еще два раза я испытал состояние полета: когда любимая женщина сказала мне «да» и когда подарила мне сына.
– Так вы играли на сцене Ленкома?
– Да, пока учился у Захарова. Впрочем, не только у него, но и у знаменитых актеров этого театра. Мне выпало счастье видеть репетиции и спектакли с участием Леонова, Караченцова, Янковского, Абдулова, Чуриковой, Броневого. Вместе с молодой тогда плеядой актеров – Раковым, Захаровой, Певцовым – выходил в массовках, помогал ставить премьеры. Но, вручив в 1996 году диплом, мастер в свой театр меня не взял: не утвердил худсовет. Я понимаю, почему Захаров не стал спорить с коллегами: все годы учебы он постоянно путал меня с Александром Лазаревым, а наличие двух схожих по типу актеров в одной труппе, претендентов на одну роль – не в традициях его театра. И я ушел из профессии.
– Но ведь свет клином не сошелся на Ленкоме — в Москве так много театров.
– Много. И Захаров предлагал мне протекцию, но я отказался от нее. Понимаете, я не раб лампы, пожизненно, словно сказочный джинн, приговоренный к одному месту. Не получилось в том театре, где мне было бы интереснее всего работать, значит, нужно утверждать себя в чем-то другом. И я стал… барменом ресторана. А поскольку с детства привык все делать хорошо, довольно быстро дорос до администратора. Однажды, поняв, что налаженный мной процесс пошел и теперь могут обойтись без меня, я снова «вышел из лампы» и нанялся водителем-дальнобойщиком. Два года ездил по российскому бездорожью на большегрузных машинах, не раз оказывался в экстремальных ситуациях. Через полгода уже был доверенным лицом руководителя и от его имени заключал многомиллионные сделки. Но, как и с ресторанным бизнесом, поняв, что становлюсь зависимым, что обстоятельства руководят мною, без сожаления ушел осваивать с чистого листа новое дело – медийный бизнес.
– Неужели не тянуло на сцену?
– Все десять лет мне регулярно снились кошмары, в которых я выходил к публике, не зная текста, не слыша реплик, не узнавая партнеров. А однажды я встретил утро с убеждением, что получил знак: всю ночь провел на сцене, имел триумфальный успех, аплодисменты слышал даже в первые секунды после пробуждения. И я вернулся в профессию. Причем начинал с массовок и крохотных эпизодов. В одном из них меня увидел белорусский режиссер Вячеслав Никифоров, который предложил главную роль в телесериале «Знахарь». Он сильно рисковал, приглашая человека с театральным образованием, но мы с ним родились в один день с разницей в 30 лет, и поэтому одинаково относимся к профессии: оба не умеем жалеть себя, стараемся сделать свою работу как можно лучше. Я очень благодарен ему и за уроки мастерства, и за то, что мое возвращение в профессию не растянулось на годы. С его легкой руки я после этой роли «проснулся знаменитым», был замечен и другими режиссерами и в последующие десять лет снялся почти в 50 фильмах и сериалах.
– При такой активной занятости зачем вам административные и финансовые хлопоты фестивального продюсера?
– По той же причине — не хочу быть рабом лампы. В кино я переиграл все типы современников, разве что не снялся в фильме об армии. Мой отец был офицером, служил и в Афганистане, и я бы хотел отдать должное людям этой трудной профессии. А поскольку не научен сидеть без дела, заинтересовался работой продюсера. С некоторыми ее сторонами знаком по своим прошлым профессиям, но здесь свои правила игры, они мне интересны, и я стараюсь усвоить их.
– Несколько слов о фестивале, Юрий Анатольевич.
– Он был организован в 1989 году Гильдией киноактеров, Минкультом, Госкино и Союзом кинематографистов СССР. Это старейший кинофестиваль, проходящий сегодня в России. Его уникальность в том, что отбирать фильмы для фестивального показа и давать им оценку будут не критики, а сами актеры. Поскольку мы хотим, чтобы в фестивальную программу попали самые «горячие» премьеры, то окончательный список фильмов еще формируется, но это не главное.
Главное в том, что фестиваль третий раз подряд будет принимать Орловская область, чему я очень рад. Это очень символично, что в Год кино фестиваль пройдет на малой родине великих писателей-классиков, чьи произведения воодушевляли кинематографистов нескольких поколений. К тому же здесь прекрасная публика, для которой хочется работать. Надеюсь, что и на этот раз у нас все получится…
Батурин Юрий Анатольевич, российский актер, режиссер и продюсер. Родился 13 августа 1972 года в селе Ставидла Днепропетровской области в семье военного и учительницы. В 1992 году окончил Днепропетровское театральное училище, в 1996-м – режиссерское отделение РАТИ (мастерская М. А. Захарова). В профессии с 2006 года, принял участие в 56 кино- и телепроектах. Женат, воспитывает сына.
Записала Валентина Новошинская