Сахарный диабет входит в тройку самых распространенных причин смерти после рака и сердечно-сосудистых заболеваний. О сахарном диабете второго типа рассказывает врач-эндокринолог поликлиники №1 Оксана Гирич.
– Оксана Георгиевна, правда ли, что этот тип диабета – заболевание пожилых людей?
– За 27 лет работы я замечаю, что диабет второго типа сильно молодеет. Если раньше заболевание выявляли в абсолютном большинстве у людей старше 60, то последние лет десять – у людей 3540 лет. А в последние годы появляются случаи – в 2728.
Это связано со все большим увеличением количества стресса, ростом числа людей с избыточным весом, ухудшением питания. А в связи с пандемией ковида ситуация еще больше осложняется: люди еще больше переживают и меньше двигаются.
– Всегда ли сахарный диабет связан с повышенной массой тела?
– Как правило, но не всегда. Генетика, хронические заболевания поджелудочной железы могут играть свою роль. Однако чаще всего диабет второго типа ассоциирован с ожирением. И когда человек, даже у которого уже выявлен диабет, берется за себя и разумно питается, увеличивает физическую нагрузку, сахара приобретают хорошие показатели. В этом случае мы даже можем отменить лечение. Появилось такое понятие – ремиссия сахарного диабета. Речь не идет о полном излечении, сахар необходимо держать под контролем. Но в применении препаратов в таком случае нет необходимости. Правда, случается такое очень и очень нечасто – это сложная совместная работа врача и пациента.
– Это нечасто случается, потому что пациенты не склонны улучшать свой образ жизни?
– Пожалуй, да. Многим легче найти виноватого со стороны, а не обратить внимание на себя. Я думаю, нередко мотивация к изменениям теряется изза того, что пациенты с диабетом имеют право на бесплатные препараты и инсулин.
– Сахарный диабет второго типа часто относят к болезням образа жизни. Какой же образ жизни нужно вести, чтобы избежать его?
– Советы на самом деле очень простые, каждый их знает, но далеко не все им следуют. Особенно за своим здоровьем нужно следить, если у вас есть соответствующая наследственность. Если один из родителей болен, то риск заболеть составляет 25%.
Правильное питание – во главе угла. Однозначно среди факторов риска – любовь к быстрому питанию, фастфуду, привычка перехватывать на бегу. Также – слишком много углеводов в еде.
Когда мы чтото кладем в рот, хорошо бы понимать, что именно мы туда кладем. Да, никто не застрахован от переедания в праздники, например. Но одно дело – редко себя побаловать, а другое – системно складывать в рот, что попало и в больших количествах. В магазинах с грустью замечаю, как люди накладывают целые тележки вредной едой. Огромное количество сладкой газировки, кондитерских изделий.
Еще важно понимать, что в составе еды. Бывает, что еды не так много по количеству, но в ней очень много так называемых быстрых углеводов.
Удивляет, сколько взрослых людей сейчас едят, например, один раз на ночь. На работе не успевают нормально поесть – какието перекусы, плюшки, а это, опять же, быстрые углеводы. Так что вечером аппетит уже не остановить – организму ведь нужна энергия. В итоге внутрь заталкивается все, что подвернулось под руку.
Так закладывается бомба замедленного действия для избыточного веса, сахарного диабета и других заболеваний.
Плюс люди стали очень мало двигаться, особенно ходить пешком. Также в группе риска женщины, которые быстро набрали вес во время беременности. Люди, у которых хоть раз сильно повышался сахар во время стресса или простуды.
В любом случае важно иметь дома хотя бы простой глюкометр, чтобы контролировать свой сахар. Особенно после еды, потому что иногда сахарный диабет начинается с того, что поджелудочная железа не может адекватно выработать инсулин и удержать нужный уровень сахара именно после приема пищи. Для здоровых людей максимальный уровень сахара утром – 6,1, через два часа после приема пищи – 7,58. Все, что выше – повод обратиться к врачуэндокринологу. У нас часто бывают случаи, когда приходят водители после медосмотров с сахарами в 1315. Он не чувствует никакого недомогания, ему всего 38 лет, но его не допускают к работе – в любой момент он может потерять сознание и впасть в кому. А он и не был в курсе своего состояния.
– На Западе считается, что диабет – это просто еще одно хроническое заболевание, с которым человек может вести такую же жизнь, как люди без него. Вы согласны с этим?
– И да, и нет. Там другие подходы к лечению, там у людей чаще другой подход к жизни – принято за собой следить и быть здоровым. Если человек не выполняет рекомендации врача, его страховка уменьшается и он перестает получать препараты бесплатно. У наших же людей в массе своей нет чувства ответственности за свое здоровье.
– Сейчас много говорят о том, что связка «ковид плюс сахарный диабет» может быть очень страшной…
– Вместе с сахарным диабетом любая инфекция может протекать в разы тяжелее, чем у пациентов без такого сопутствующего заболевания. Особенно если пациент не контролирует свой сахар, не достигает его целевых показателей, которые были установлены его врачом. В крови образуется сладкая питательная среда, в которой любая инфекция чувствует себя и размножается очень хорошо. Инфекция протекает дольше и может дать больше осложнений. Получается, что диабет может ухудшить течение инфекции, и инфекция, в свою очередь, может дать свои осложнения на диабет. Новая коронавирусная инфекция может усилить у больных сахарным диабетом осложнения на сердце, почки, сосуды и т. д. То есть инфекция может и уйти, а с ее последствиями пациенту дальше жить. Поэтому я советую сделать прививку от новой коронавирусной инфекции после согласования с лечащим врачом. Если болезнь, любая, находится в острой фазе, нужно сначала пролечиться, а потом уже вакцинироваться. В любом случае, сахарный диабет сам по себе не является основанием для медотвода от прививки.
Елена Маслова