Имя Леонида Тучнина – фотографа, художника, журналиста – уже давно и прочно вписано в летопись культурной жизни Орловщины. В Орле и в области с завидной регулярностью открываются интересные экспозиции, ставшие возможными благодаря его усилиям.
«Натюрмортный фонд»
Даже человеку далекому от тонкостей, на которых акцентируют внимание фотохудожники, есть чему учиться у Леонида Михайловича. В первую очередь – способности видеть и воспринимать прекрасное, подчас сокрытое в мелочах, умению формулировать собственные мысли и внутренние состояния так, чтобы они становились понятными, и облекать их в образы, побуждающие зрителя думать.
Беседовать с искренне любящим дело своей жизни профессионалом интересно всегда, однако это далеко не единственная причина, по которой встречи с Леонидом Тучниным становятся особенными. Интервью у мастера было взято множество, но о себе он говорит весьма сдержанно.
– Не хочу говорить о себе, предпочитаю о фотографии, – поясняет Леонид Михайлович.
И тем не менее корреспонденту «Орловской городской газеты» посчастливилось увидеть святая святых – мастерскую и удивительный, поистине завораживающий «натюрмортный фонд» человека, чье имя в Орловской области напрямую ассоциируется со словом «фотография». Современное оборудование соседствует в ней с предметами старины, которыми можно любоваться, как музейными экспонатами, и каждый из них имеет для Леонида Тучнина особую ценность.
– Я страстный коллекционер, и коллекций, собираемых годами, у меня несколько, – рассказывает он. – В частности, есть коллекция рыболовных снастей отечественного производства. Мною, заядлым рыбаком, она бесконечно любима. Это удочки, блесны, мормышки, найти которые уже достаточно затруднительно. Есть даже так называемые «катушкимясорубки» и «невские катушки», которые давно не производят. Еще одна очень дорогая мне – коллекция старинных гвоздей из памятных и значимых мест. Коллекции столярных инструментов и старинной керамики, домотканые куклы, самодельные и редкие в наши дни предметы быта, в частности, деревянное пугало для кротов. Все это я называю своим «натюрмортным фондом» и использую в работе.
Некоторые из бесценных даже не в материальном, а в духовном смысле экспонатов достались Леониду Михайловичу по наследству и могут считаться настоящими семейными реликвиями, другие он находил сам, третьи были подарены друзьями.
Личная история
– Это не просто вещицы, это предметы, с помощью которых я создаю натюрморты, – продолжает он. – Как таковой, натюрморт – это не просто набор предметов, он должен быть осмысленным, и я стараюсь увязать все эти вещи со своим ассоциациями и воспоминаниями, сформулировать с их помощью тот самый смысл, который хотел бы в ту или иную композицию вложить.
Сегодня Леонид Тучнин работает над продолжением своего цикла «Я помню», посвященного близким и любимым им людям, уже ушедшим, но попрежнему дорогим.
– За последние месяцы я снял несколько натюрмортов, посвященных моим родителям и крестным. Это не просто значимые для меня люди, это интересные личности с непростой судьбой. Я пробовал разные варианты, и эти натюрморты получились очень символичными в первую очередь для меня. Если говорить откровенно, мне не столь важно, будет ли это кемто понято. Это очень личное, дело, нужное прежде всего мне, – делится Леонид Михайлович.
Специально выставлять эти работы мастер пока не планирует. Но один или два натюрморта оказывались изящно вписаны в общую экспозицию, и в частности, на выставке «Обыкновенный Орел» (6+) в Орловском краеведческом музее в конце прошлого года.
– Выставки, тем более выставки персональные, всегда связаны с целым рядом моментов, – поясняет Леонид Тучнин. – По моему мнению, в первую очередь они нужны для того, чтобы художник мог объективно, со стороны посмотреть на свои недочеты. Вовторых, я считаю, что, если хотя бы два или три человека вникли в увиденное, выставка уже состоялась. Втретьих, эти натюрморты изначально задумывались и создаются для другого. Я не исключаю возможности представить их широкой публике, но пока не думал об этом.
Двенадцать кадров
Еще одна удивительная коллекция Леонида Тучнина – это коллекция фотокамер, с которыми он в разные годы работал. Большинство из них можно использовать для съемки и сейчас, однако он этого не делает.
– Я знаю людей, которые по сей день предпочитают снимать на пленку, и уверен, что это момент сугубо индивидуальный, – говорит Леонид Михайлович. – Фотография начинается в голове, важно вложить в нее душу, и с технической точки зрения, тут нет существенной разницы, с чем работать. Конечно, в определенном смысле мне жаль, что двадцатьтридцать лет назад в нашем распоряжении не было техники, подобной той, которая доступна сегодня. В то же время ограничение в виде лишь двенадцати возможных кадров в катушке фотопленки очень дисциплинировало. Если честно, я и сам долго сопротивлялся прогрессу, предпочитал свою старую камеру более современным моделям, но в конце концов пришел к выводу, что бессмысленно, скажем так, ехать на телеге, когда ничто не мешает воспользоваться высокоскоростным и комфортным автомобилем.
Помимо своей личной истории, сегодня Леонид Михайлович работает сразу над несколькими проектами в Орле и Болхове, увидеть которые, если позволит санитарноэпидемиологическая ситуация, можно будет в самое ближайшее время.
Анастасия Извекова