Во вторник, 23 августа, мэр Орла Василий Новиков провел первое заседание созданной накануне рабочей группы, призванной разобраться в претензиях горожан и внести предложения по улучшению транспортного обслуживания в областном центре.
Жалоб хватает
В кабинете мэра собрались члены рабочей группы – заместители председателя горсовета, депутаты, представители администрации города, муниципальных транспортных компаний и частных перевозчиков.
Открывая заседание, Василий Новиков проинформировал собравшихся о многочисленных обращениях и жалобах горожан, поступающих после введения с 9 августа новой схемы маршрутной сети в Орле.
– Жалоб хватает, в том числе, и на некорректное, хамское отношение водителей к пассажирам. И на то, что не везде есть валидаторы, чтобы картами пользоваться. И на плохую работу транспорта после 20.00 и в выходные, – сообщил мэр.
Он отметил, что есть вопросы и к администрации города: почему трудно дозвониться, почему не отвечают жителям на звонки. Отсутствует также информация на остановках. Трудно разобраться, как работает карта оплаты транспортных услуг. По мнению Василия Новикова, возможно, нужно активнее работать со СМИ, чтобы довести до жителей полную информацию о новой маршрутной сети. Она сокращена с 49 до 32 маршрутов, уменьшилось и количество маршрутных автобусов — с 410 до 307. Это решение предварительно просчитывалось. Но как показывает практика, заметил мэр, поработать есть над чем.
– Нужно понять, что сейчас происходит, какие меры необходимо в ближайшее время принять, что изменить для повышения комфорта и улучшения транспортных услуг для жителей города, – сформулировал главную задачу Василий Новиков.
Свою точку зрения на сложившуюся ситуацию на заседании высказали и другие участники рабочей группы.
Нужна корректировка
Начальник отдела организации транспортного обслуживания населения и связи администрации Орла Вадим Ничипоров, основываясь на анализе жалоб горожан, назвал основные проблемы, которые необходимо решить для улучшения транспортного обслуживания.
– Это соблюдение расписания движения (особенно в часы пик утром и вечером), транспортное обслуживание таких микрорайонов, как Силикатный, Лужки, Звездный (в сторону СПЗ с Северного района, Новой Ботаники и пос. Булгаково). Гдето необходимо откорректировать расписание, гдето – пересмотреть количество работающих транспортных средств, – заметил он. – Еще одна проблема – несоблюдение расписания в вечернее время, резкое сокращение машин после 20.00. Около 20% обращений составляют жалобы на водителей, которые по своему усмотрению останавливаются на остановочных пунктах.
К этому списку депутаты добавили большое количество жалоб из микрорайона Зареченский, где, по словам жителей, маршрутки останавливаются в любом месте. Как пояснил Вадим Ничипоров, чтобы снять эту проблему, нужны деньги на установку в микрорайоне соответствующих знаков и остановочных павильонов.
По его словам, на некоторых маршрутах планировалось использовать автобусы большой вместимости – ЛиАЗы, которые обслуживает ПАТП1. Но их не хватает, и муниципальное предприятие полностью свои графики движения закрыть не в состоянии, особенно с учетом того, что еще идет дачный сезон.
– По плану ПАТП должно было выпускать на маршруты 80 единиц автобусов, на сегодня выпускает 65. В связи с этим считаем, что необходимо исправить эту маршрутную сеть, и там, где ПАТП не справляется, привлечь частных перевозчиков по договорам, – сообщил руководитель транспортного отдела.
Главное — не навредить
Как рассказал представитель частных транспортных предприятий Максим Москаленко, сегодня основная проблема в пассажирских перевозках — недостаток водителей. Их нехватка составляет порядка 35%. Средняя зарплата водителей у частных перевозчиков – 2025 тыс. рублей. Мэр поинтересовался, почему после сокращения маршрутной сети не увеличилось количество водителей в этих компаниях? Выяснилось, что водители и машины, которые ушли с городских маршрутов, перешли на работу в областную маршрутную сеть (трехзначные маршрутки), которая выросла почти на 30 единиц. То есть проблема нехватки водителей на городских маршрутах не решена.
Кроме того, по словам перевозчиков, отрицательно на их экономику повлияло введение единых электронных, а также безлимитных проездных билетов. Приобретая их, граждане фактически ездят по сниженному тарифу. Соответственно, сокращаются доходы перевозчиков (несмотря на повышение тарифа до 16 рублей в начале года).
Представитель ПАТП1 подтвердил, что у муниципального предприятия те же проблемы, что и у частников, плюс еще и сильно изношенный парк автобусов. А средняя зарплата водителей составляет 18 тыс. рублей.
Для того, чтобы бизнес был прибыльным, по словам перевозчиков, им нужны рентабельные маршруты. Но парадокс в том, что каждый вновь вводимый маршрут ударяет по рентабельности уже существующего. При этом в Орле наблюдается устойчивое сокращение количества пассажиров общественного транспорта изза лавинообразного роста личных автомобилей.
– Поэтому добавлять маршруты и корректировать маршрутную сеть надо очень локально, и самое главное здесь — не навредить и не ухудшить транспортную ситуацию в городе, – убежден Максим Москаленко.
Договоры нужно исполнять
– Необходимо еще раз посмотреть количество маршрутов, выяснить, на каких сейчас возникли проблемы. И в рабочую группу необходимо включить всех глав районов, потому что и туда стекается огромное количество жалоб жителей. То есть, нужно несколько месяцев тщательной работы, в том числе с руководителями компанийперевозчиков. Депутаты горсовета у себя на округе тоже могут посмотреть, как там ходит общественный транспорт и сообщить итоги в администрацию, – считает депутат и руководитель общественного движения «Без Ям Орловщина» Евгений Косогов.
Депутат Тимур Нерушев сообщил, что на заседаниях комитета по экономике горсовета вопрос о новой транспортной схеме рассматривался неоднократно.
– Вопросы о расписании маршруток, когда они вовремя не приходят, — это все вопросы сугубо к администрации. Как уверял нас руководитель транспортного отдела, с 9 августа за нарушения перевозчикам грозят огромные штрафы, и все будет идеально. Идеально не стало. И дело не в штрафах, а в том, как этот процесс контролируется. Если перевозчик заключил договор, он обязан его исполнять, причем в том объеме, в котором он прописан. И есть обязанность администрации исполнение этого договора контролировать, – говорит депутат. Пока, по его мнению, обе стороны не до конца выполняют свои обязательства.
Подводя итоги заседания, Василий Новиков поручил представителям администрации к следующему заседанию в ближайший понедельник подготовить анализ выполнения договоров, заключенных с перевозчиками, и предложения по изменению ряда маршрутов.
Людмила Федосова