Неисчерпаемая глубина человеческих страстей, истоки возникновения тех или иных людских мотивов, и конечно же, любовь — великолепную историю об этом можно увидеть на сцене Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина.
О личном и вечном
Премьера спектакля «Скамейка» (16+) по одноименной пьесе Александра Гельмана состоялась в самом начале весны, однако даже предпремьерный ажиотаж не может сравниться со жгучим интересом, который эта постановка вызывает у орловских театралов два месяца спустя.
«Скамейка» – один из тех спектаклей, которые хочется обсуждать, вспоминать подробности, анализировать. В частности, интрига состоит уже в том, что в афише театра герои, мужчина и женщина, представлены достаточно абстрактно: Он и Она.
До визита в «Русский стиль» такая формулировка может показаться странной, но уже в процессе просмотра спектакля обретает глубочайший смысл.
Об этом корреспондент «Орловской городской газеты» поговорила с актрисой Татьяной Иванюк, сыгравшей Ее, женщину по имени Вера.
– «Мудрость разочарованного человека никогда не превзойдет мудрости природы». Мне очень нравятся эти слова, они во многом передают суть рассказанной в «Скамейке» истории. Каждый из нас нуждается в целительном тепле, которое способен подарить другой человек, и тянется к этому другому. Однако тут встает вопрос о том, способны ли мы этого другого любить, – говорит Татьяна. – Да, выбор может оказаться неверным, но, на мой взгляд, истинный путь человека как раз состоит в том, чтобы любить, страдать, разочаровываться, но потом подниматься и двигаться дальше с открытым сердцем, потому что, если человек испытывает любовь, он, даже со всеми ошибками и оговорками, живет правильно.
Актриса отмечает, что роль Веры стала для нее очень личной, хотя и произошло это не сразу.
– Когда мы только приступили к работе над спектаклем и занимались анализом характеров и мотивов своих героев, Вера мне совершенно не понравилась, мне не удавалось в полной мере ее понять и прочувствовать, а играть героя, которого ты не любишь, по определению сложно, – делится она.
Прийти к этому пониманию Татьяне помог режиссерпостановщик спектакля, заслуженный артист России Валерий Симоненко.
– Валерий Иванович потрясающе умеет работать с артистами, я бы сказала, что он способен играть на нас, как на музыкальных инструментах, – продолжает Татьяна. – Както он подошел ко мне и сказал: «Я принес тебе ключик от этой роли». Тот разговор стал для меня настоящим открытием, потому что я не просто поняла Веру. Я осознала, насколько она прекрасна. Оказалось, что эта женщина удивительно чистая, наивная, нежная. В определенной степени мне даже жаль, что она наивнее, и может быть, даже храбрее меня сегодняшней. С одной стороны, это сугубо личные мои переживания. С другой же, на сцене невозможно спрятаться ни от себя, ни от зрителя. Да, я произношу написанные драматургом слова, но плачу при этом своими слезами. Сейчас, когда спектакль полноценно живет и развивается, я могу лишь мечтать и стараться приблизиться к Вере, найти ее в себе.
Вопросы и ответы
Каждый зритель, конечно, видит в спектакле нечто свое, и в «Скамейке» простор для поиска этого «своего» огромен.
Рассказываемая со сцены история не только и не столько о романтической любви, сколько о личностном росте человека, о причинах жизненных неудач и путях к исправлению ситуации, о духовной работе, вынужденной, трудной, неизбежной, и наконец, о подлинном катарсисе. На этом фоне уже не столь важно, о Нем или о Ней идет речь, ведь даже под налетом условностей, воспитания, жизненного опыта и собственных ошибок все мы стремимся к искренней близости, пусть даже и принимающей непривычные, неожиданные формы.
– Я полагаю, что Вера – героиня вечная, потому что вопросы, на которые она себе отвечает, ее мечты, внутренний поиск, который она ведет так смело, все это было, есть, и, наверное, будет актуальным всегда, во все времена и эпохи, – отмечает Татьяна Иванюк.
Еще одно достоинство «Скамейки» заключается в том, что спектакль ставит перед зрителем вопросы, над которыми тому придется поразмышлять самостоятельно: «Почему все так? Что мне предпринять для того, чтобы стало лучше?».
Ответы, которые есть в спектакле, конечно же, «волшебной пилюлей» не являются. Для того чтобы воспользоваться ими так же, как это пытаются сделать герои, потребуется приложить не меньше усилий, чем им, проявить не меньшую смелость. Тем не менее такой ключик к разгадке, к обретению собственных внутренних опор для многих может оказаться бесценным.
Жанр спектакля определен как комедия, но комедия эта о людях, о знакомых, повседневных, таких серьезных вещах. Сама история, разворачивающаяся на скамейке в вечернем парке, очень реалистична, очевидно подсмотрена в жизни если не самого зрителя, то его родных, соседей, друзей. Этой своей сложнейшей простотой она производит особое впечатление, и посмотреть «Скамейку» однозначно стоит в первую очередь тем, кто нуждается в лучике надежды, в ощущении того, что ошибки, глупости и неприглядные поступки поправимы, и каждому под силу сделать так, чтобы грядущий день стал для него хотя бы немного лучше прошедшего.
Анастасия Извекова