Орловская пристань на Оке на протяжении двух столетий, с середины XVII до середины XIX века, способствовала процветанию торговли в губернии.
Водная артерия
В 1787 году в описании города Орла говорилось: «Сей город есть средина общей торговли здешнего наместничества… получающий из всех мест для обеих столиц и заморского отпуска всякие растения и продукты … с помощью реки Оки…».
Основным товаром, который вывозили из Орла, был хлеб, а также мука, крупа, конопляное масло и другие сельскохозяйственные товары. Ввозили в Орел соль, железо листовое и изделия из него, чугун, алебастр, дрова, доски, деревянные изделия.
Струги и барки
Средоточием запасов хлеба и других товаров в Орле была Струговая пристань на Оке. Впервые она упоминается в донесении воеводы Скрябина в 1678 году, но считается, что существовала уже в начале XVII века.
Небольшие судаструги отправлялись с грузом по весне, в половодье. К концу XVIII века появились громадные барки: в длину до 60 м, в ширину до 30 м.
В 1795 году Орловская городская дума издала указ о взимании пошлин с иногородних купцов за пользование пристанью, что помогало пополнять городскую казну.
Так, в описи судов, стоявших на Оке с товарами, упоминаются 52 судна: из Калуги, Москвы, Коломны, Каширы, Углича, Ростова и других мест. Торговлей занимались не только купцы, но и такие знаменитые вельможи, как граф Н.П. Шувалов, имевший 4 струга, граф А.Н. Зубов, содержавший 6 стругов, граф А.Г. Орлов, имевший 3 струга по 20 метров.
Судами была уставлена вся пристань от главного Окского моста до Сергиевской церкви (современная территория от железнодорожного моста до завода им. Медведева – ТЭЦ). По рассказам современников, весь правый берег Оки кипел бурной деятельностью, здесь «в иную пору нельзя было ни пройти, ни проехать, а хаживали по возам». На пристани было построено 215 ссыпных хлебных амбаров. В них могло помещаться до 2 млн пудов зерна и других товаров, которые обычно скапливались за зиму, а затем отправлялись на барках в портовые города.
Хвастливая мельница
Судоходство по Оке изза ее мелководности доставляло купцам много хлопот. Суда грузили очень поспешно, так как при внезапной убыли воды барки не могли тронуться с места, тогда приходилось ждать дождей. Бывало, что продолжительные засухи останавливали судоходство вплоть до июня. В таких случаях производили спуск мельничных плотин. Купцы за довольно высокую плату «снимали заторные воды» у владельцев верхних мельниц, особенно Хвастливой, находившейся в Орле (в районе современного железнодорожного моста). По одной из версий, эта отличная, двухэтажная мельница получила такое название изза того, что построена была для хвастовства перед старыми орловскими мельницами. По другой версии, ее выстроил в конце XVIII века московский купец Ф.И. Хвастливый. Последним ее владельцем был орловский купец Г.С. Коньков.
Бурлаки на Оке
Для провода барок, полубарок, паромов и лодок с учетом их грузоподъемности требовалось от 12 до 50 бурлаков на каждое судно. В зависимости от дальности рейса бурлак получал плату: до Калуги – 5 рублей, до Коломны – 8 рублей, до Москвы – 10 рублей 50 копеек, до Рыбинска – 21 рубль 50 копеек. При перегрузке хлеба в конечном пункте назначения орловские бурлаки получали расчет и возвращались домой пешком, а лоцманы – на повозках, так как в Орле их ждали новые сплавы. Орловский лоцман за три рейса получал до 50 рублей. Бурлак за сезон мог сделать несколько рейсов и получить значительную по тем временам сумму денег. В весенний сплав с Орловской и Мценской пристаней выходили до 6 тысяч бурлаков. Как правило, это были помещичьи крестьяне.
Жалобы купцов
В 1800 году купцы жаловались в орловскую городскую думу на «препятствия к свободному судоходству»: спуск воды с мельниц стоит дорого (поэтому Хвастливую мельницу надо передать городу и при ней устроить шлюзы для спуска воды); владельцы побережья реки Оки ставят рыбные снасти, чтобы потом «чинить вымогательство» судовладельцам за мнимые повреждения, устраивают на реке перевозы или протягивают через реку канаты, чтобы остановить суда и потребовать плату.
Министр коммерции граф Румянцев предписал орловскому губернатору устранить препятствия для судовладельцев, но предписание так и не было исполнено.
Упадок судоходства
В 1842 году орловское купечество заявило в думе, что «водяная коммуникация в Орле упала». Весенний караван судов не успевал выплывать изза мелководья, суда приходилось наполовину разгружать и ждать «накопления воды на мельницах». Плотины весной повреждались, их ремонт затягивался на все лето, а Хвастливая плотина и вовсе «пришла в ветхость». В итоге многие иногородние купцы летом ехали покупать хлеб не в Орел, а во Мценск, где спуск воды проводился каждую неделю.
Окончательный вердикт
Во второй половине XIX века целый ряд неблагополучных факторов привел к упадку оптовой торговли в Орле. Сильный неурожай, случившийся в Орловской и соседних губерниях в1839 году, истощил запасы хлеба. Страшные пожары 1841, 1843, 1848, 1853 годов истребили значительную часть города. Разрушительные наводнения 1854– 1855 годов затопили хлебные запасы на пристани, уничтожили и повредили сотни домов. Наводнение 1868 года, когда Ока вскрылась в январе, уничтожило Орловскую пристань. И последним «ударом» по ней стало появление в 1868 году железной дороги в Орле. Купцы начали продавать свои барки, а предприимчивые горожане строили из них дома.
В феврале 1891 года «городская дума пришла к выводу о «безвыгодности иметь… судоходную пристань», так как из более чем 50 барок, сплавлявшихся из Орла по Оке до проведения железных дорог, к этому времени «остались одна или две».
Окончательный вердикт в отношении пристани городская дума вынесла в июле 1909 года: считаясь с состоянием судоходства по Оке, признала реку несудоходной.
Подготовила Людмила Владимирова по материалам Орловского краеведческого музея