Как возникают конфликты, как их предупреждать и разрешать — эти и многие другие вопросы психологии находятся в сфере научных интересов молодого ученого ОГУ Веры Валуйковой.
Новая профессия
Вера Валуйкова – доцент кафедры социального управления и конфликтологии Орловского госуниверситета. В 2004 году она окончила университет по специальности «Психология», но тогда о научной карьере не мечтала.
– Когда я поступала в университет, специальность «Психология» была новой, интересной областью деятельности. Практическая психология в России только начинала свое развитие. Профессия психолога предполагает работу с внутренним миром человека, анализ особенностей личности, черт характера. Это действительно интересно. Каждый человек хочет узнать о себе чтото новое, понять причины своего поведения, проанализировать свои чувства и эмоции. Поэтому выбор именно этой профессии, возможность помочь другим в решении своих внутренних проблем было для меня важным и интересным, – вспоминает Вера.
Наука затянула
Путь в науку для Веры был вроде бы очевиден: ее дедушка и мама кандидаты наук. Но, как говорит сама Вера, «я сопротивлялась». Еще во время учебы в университете она пошла работать в детский сад педагогом-психологом.
– Мне очень нравилось работать с детьми. На тот момент я уже сама имела двухлетнюю дочку. Работа с детьми, их искренность и непосредственность восхищали меня, заряжали положительными эмоциями. Меня не привлекала перспектива связать свою жизнь с наукой, преподаванием. Хотя я понимала, что мама гордилась бы мной, если бы я, как и она, достигла каких-либо высот в науке, – признается Вера.
Она поступила в аспирантуру и параллельно с работой в детском саду начала преподавать в ОГУ на факультете педагогики и психологии. Постепенно процесс научного творчества затянул, появились новые научные интересы. Например, дипломная работа Веры была посвящена проблемам профилактики негативных эмоциональных состояний личности, в частности, тревоги и тревожности.
Вскоре к исследованиям молодой аспирантки в сфере психологии добавились педагогические аспекты. Тема ее кандидатской диссертации звучала так: «Педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов в вузе». Работа психолога основана на интенсивном общении с людьми и связана с повышенным психоэмоциональным напряжением. Профессиональные стрессы и интенсивность общения часто приводят к развитию эмоционального выгорания. В своей диссертации Валуйкова задается вопросом, как сделать так, чтобы выпускник-психолог был готов работать с минимальными негативными последствиями для своего психологического здоровья? Решение этой проблемы она видит в формировании у будущих психологов эмоциональной устойчивости.
Психология конфликта
Сегодня основной сферой научных интересов доцента Валуйковой является конфликтология. Это относительно молодая наука, востребованная во многих научно-практических областях: ее знаниями оперируют юристы, политологи, историки, социологии и другие специалисты.
– Для меня конфликтология прежде всего связана с психологией конфликта. Конфликты крайне разнообразны (от бытовых ссор до международных войн). Для меня, как психолога, в большей степени интересны межличностные и внутриличностные конфликты. Они наиболее эмоциональны, личностно значимы. Умение конструктивно разрешать эти противоречия является важным условием гармоничного общения и сохранения психологического здоровья, – говорит Вера Евгеньевна.
Как управлять конфликтом, предупреждать и разрешать возникающие противоречия – изучением этих вопросов предметно занимается лаборатория «Психология конфликта» Центра разрешения конфликтов ОГУ, которой руководит Вера Валуйкова. Молодой ученый является автором более 70 научных трудов, а также учебных пособий «Тренинг формирования эмоциональной устойчивости» и «Психологические основы исследования конфликта».
Как поддерживать психологическую устойчивость
Советы от Веры Валуйковой:
– В наше непростое время очень важно поддерживать внутреннее равновесие. Безусловно, эмоциональное реагирование является важным условием оценки ситуации, адаптации в ней. Бывают ситуации, в которых чрезмерные негативные эмоции оказывают отрицательное влияние на психологическое и соматическое здоровье человека, так называемые «разрушающие переживания». В любой жизненной ситуации важно сохранять спокойствие, не предпринимать резких действий на эмоциях. Сохранение психологического здоровья, как и любая деятельность, начинается с мотивации. Именно внутренний настрой, осознание ценности своей личности являются основой формирования эмоциональной устойчивости. А затем уже мотивация, дополненная знаниями в области психогигиены, умениями контроля психофизического напряжения на основе собственного опыта позволяет максимально гармонично существовать в условиях современной сложной переменчивой реальности.
Людмила Владимирова по материалам пресс-центра ОГУ им. И.С. Тургенева