Орловскому Союзу художников – 85 лет.
Масштабное празднование
Приуроченная к этой дате праздничная выставка работ художников Орловской организации «Союз художников России» открылась 21 и 22 ноября сразу на четырех площадках.
Работы орловских живописцев и мастеров можно увидеть в Орловском краеведческом музее, Музее изобразительных искусств, Орловской детской школе изобразительных искусств и ремесел и в здании, где располагается Союз художников.
Экспозицию составили творения художников разных поколений, созданные в разные годы, – всего более 400 произведений: живопись, графика, скульптура, печатная продукция о художниках.
Часть из них предоставлена ныне живущими и продолжающими творить авторами, часть – из частных коллекций. Немалая доля постоянно хранится в фондах Орловской организации «Союз художников России», Орловского художественного училища и музеев.
Отдельное место занимают труды искусствоведов, а также издания об истории организации, монографии о художниках.
С 1939 года по настоящее время свыше 150 членов Союза художников не только создавали и продолжают создавать произведения искусства, способные стать примером для подражания и предметом любования. Они пополняли коллекции художественных музеев региона, принимали участие в украшении православных храмов и, конечно же, передавали свой опыт и мастерство молодому поколению.
Достойные продолжатели
Выставочная площадка в Орловском краеведческом музее полностью отдана молодым художникам, потенциальным членам Союза.
– Объективная реальность сегодня такова: региональные отделения Союза художников пополняются местными молодыми живописцами, людьми, которые живут и учились на местах, – рассказывает заслуженный художник РФ, секретарь ВТОО «Союз художников России» Анатолий Костяников. – Я много езжу по России и вижу, что так дела обстоят везде, за исключением разве что тех городов, что находятся поблизости от столицы. На этом фоне особенно отрадно видеть, что здесь, в Орле, есть кому продолжать наше дело. У нас, к счастью, сохранилась трехступенчатая форма образования для художников: художественная школа, училище и высшее образование. В общей сложности художники в Орле учатся порядка десяти лет. Умножьте это на талант, и мы окончательно убедимся в том, что у нашего изобразительного искусства есть будущее. В ближайшее время мы в Союзе планируем предметно и серьезно обсудить вопрос о том статусе, который будет присваиваться молодым живописцам. Быть может, это будет отдельная молодежная организация со своими членскими билетами, как это делается в других регионах.
Что же касается самих молодых художников и значения членства в организации для них, это вопрос не только престижа и признания их профессионализма, но и своеобразное продолжение образовательного процесса.
– Образование для художника непрерывно, любой художник учится всю жизнь, – продолжает Анатолий Костяников. – Сегодня мы, к сожалению, не можем обеспечить каждому члену Союза постоянный поток заказов и гарантировать работу, но Союз – это прежде всего содружество мастеров. Мы учимся друг у друга, передаем и перенимаем мастерство. Большой плюс того, что орловский Союз, как и остальные региональные отделения, пополняется местными студентами, заключается в том, что мы точно знаем, кого приглашаем. Среди этих людей, даже если они очень молоды, нет людей непрофессиональных или не готовых к тому труду, который предполагает путь художника.
Важный и интересный момент, который отмечает Анатолий Гаврилович, – на текущий момент профессия художника в Орле стала преимущественно женской.
– Это напрямую связано с тем, что искать заказы и реализовывать свой талант, получать за него вознаграждение в материальном эквиваленте нужно самостоятельно, – поясняет он.
Яркие впечатления
Экспозиция, состоящая из работ молодых художников, сама по себе является великолепной иллюстрацией к словам Анатолия Костяникова. Составившие ее картины разные по стилю и содержанию, завораживают зрителя сразу же.
Глядя на них, не задумываешься о том, кто автор, мужчина это или женщина, опытный ли это живописец или вчерашний студент. Главным оказывается тот эффект, который каждая работа в частности и все они вместе оказывают на зрителя. Представляется, что привычный мир на них видится под новым углом, в необычном, но очень интересном ракурсе. Он как будто становится ярче, красивее и чутьчуть понятнее.
В каждой картине прослеживается то восхищение, тот интерес, который испытывали сами художники к моменту, который хотели запечатлеть. Будь то портрет, пейзажи или натюрморт, в том, как они изображены, нет показной старательности, но есть вдохновение, краски и тепло, которым хочется любоваться. А следовательно, вовсе не обязательно быть большим знатоком живописи, чтобы согласиться с Анатолием Костяниковым: будущее у живописи есть, и оно начинается уже сегодня.
Анастасия Извекова