В 2025 году детский духовой оркестр «Прометей» отмечает свое 30-летие. Его руководитель и дирижер Андрей Журин рассказал корреспонденту «Орловской городской газеты», в чем уникальность духовых инструментов, и о том, какая она, жизнь юного оркестранта.
Особая наука
– Каждый инструмент прекрасен посвоему, но название «духовые» не просто так происходит от слова «дух», – рассказывает Андрей Журин. – Возьмем в качестве примера фортепиано: при нажатии пятью пальцами на пять клавиш поочередно уже рождается мелодия. С народными инструментами дети могут уже в 67 лет играть в оркестре.
Духовые же устроены иначе. Прежде чем взять такой инструмент в руки и начать играть, маленькому музыканту нужно освоить целую науку: правильное положение губ и языка, как взять дыхание, как правильно извлечь звук. Обучение игре на духовых начинается в 67 лет, – не раньше, чем детские мышцы начинают крепнуть. На то, чтобы исполнить произведение, требуется время, и для всех это время разное. Поэтому духовые – это не только про мастерство, не только про дыхание, но и про силу духа. Человеку, берущему в руки такой инструмент, следует быть готовым к тому, что придется не просто упорно трудиться. Здесь требуется сила воли, терпение, желание учиться и совершенствоваться постепенно.
В «Прометее» играют юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет.
– Сегодня средний возраст наших музыкантов – это 1314 лет, – продолжает дирижер. – Большинство из них, порядка 80 процентов, это мальчики, и это логично. Все же мужчины, даже самые юные, сильнее физически, а вес трубы – порядка двух килограммов. При этом во время выступления инструмент нужно длительное время держать на весу под углом 5060 градусов.
Девочки чаще играют на облегченных духовых инструментах, например, на флейтах. Некоторые – на бронзовых инструментах. В то же время в нашей стране есть потрясающие женские коллективы. Такие, как уникальный женский духовой оркестр в Казани, в котором выступают потрясающие профессионалы, и все они женщины.
Восторг и трепет
Перед публичными выступлениями волнуются даже взрослые люди. Представляется, что для выходящих на сцену детей и подростков каждый концерт неизбежно становится своего рода стрессом.
Об этом Андрей Журин рассказывает так:
– С одной стороны, это, конечно же, правда: когда ребенок выходит на сцену и выступает сольно, ему кажется, что все на него смотрят, все оценивают, буквально прожигают взглядами. В оркестре, когда ты находишься среди других музыкантов, спокойнее. Я прекрасно помню по себе, каково было выступать в оркестре. Даже сидя в центре в первом ряду, я чувствовал себя увереннее. С другой же стороны, постоянного стресса быть не должно, он все испортит. Стоять за кулисами и уговаривать самого себя не бояться и не волноваться – не самая лучшая стратегия, она не работает. Мы с ребятами используем дыхательную гимнастику, чтобы привести себя в равновесие и справиться с неизбежным здоровым волнением. Однако есть еще одна составляющая – настрой. Само по себе выступление – это не испытание, не экзамен, а радость. Мы выходим на сцену, чтобы через музыку рассказать слушателям историю, поделиться той радостью, которую испытываем, играя. Доставить радость другим. Именно ради нее все и делается, ради нее дети учатся музыке и приходят в оркестр. Ведь это лишь часть их жизни. Есть еще общеобразовательная и музыкальная школы, есть другие кружки и секции, домашние задания, да и просто желание погулять с друзьями. Я вижу, что эти ребята все успевают. Они распределяют свое время так, чтобы все это доставляло им удовольствие и приносило пользу. Конечно, профессиональными музыкантами впоследствии становятся далеко не все, но от трех до семи человек ежегодно поступают в высшие учебные заведения, в том числе Москвы и СанктПетербурга.
Взаимное уважение
Андрей Журин – почетный работник культуры Орловской области, хотя ему еще нет сорока лет. Руководство оркестром, гастроли, фестивали, постоянные выступления – все это требует от него умения ладить с творческими подростками.
– Дети – всегда дети. Вначале они стараются узнать пределы допустимого, устраивают взрослому, тем более педагогу, проверки, и это абсолютно нормально, – говорит он. – С руководителем не получится общаться как с другом, это все испортит. Однако мы с ребятами научились взаимному уважению. Все мы знаем, что есть рабочие моменты, когда нужно собраться и трудиться. Есть моменты, когда мы можем вместе смеяться. Мы ходим в походы, бываем на экскурсиях. Все это –компоненты той радости, о которой я рассказывал. Я никогда не сталкивался с какимито проблемами в плане взаимодействия с детьми.
Точно так же, как важно находить общий язык людям, музыканту важно достигнуть взаимопонимания с инструментом.
– Знать, что инструмент подчинился тебе, что ты сумел получить от него то, что хочешь – огромное удовольствие, – подчеркивает дирижер. – Наш оркестр существует на базе Орловской детской хоровой школы, но летом, когда мы проводим прослушивание, нередко приходят ребята из других музыкальных школ. Бывает, что и музыкальную школу уже заканчивают, но продолжают выступать в оркестре ради эмоций, ради общения. Ведь это очень важно – найти именно свой инструмент. Все люди разные, и природа одарила всех поразному. Само строение тела имеет значение, и тот, кому не подошел саксофон, может стать великолепным скрипачом. Поэтому можно сказать, что духовые учат и уважению к себе и своим особенностям. Любви к ним.
Анастасия Извекова