6 марта в Доме-музее В.А. Русанова открылась фотовыставка Сергея Чупахина «Квадрат неизвестности» (6+).
Курс на Север
Открытие экспозиции было приурочено к празднованию 150летия со дня рождения полярного исследователя Владимира Русанова. Основанный Валерием Сальниковым в 1988 году орловский клуб путешественников «Русь» свыше 15 лет занимался поисками пропавшей в 1912 году экспедиции ученого. При поддержке Орловского краеведческого музея и Домамузея В.А. Русанова были совершены многочисленные экспедиции в так называемый «Квадрат неизвестности» на Таймыре. В попытках проследить путь экспедиции орловцы побывали на севере полуострова: в Норильске и Дудинке, в поселках Волочанка, УстьАвам, Новорыбная, Хатанга, на островах Диксон и Песцовый, посетили озеро Надудотурку, шхеры Минина, берег Северного Ледовитого океана.
Участником нескольких таких экспедиций был Сергей Чупахин. Он отправлялся на Север в качестве фотографа и кинооператора, и сегодня в фондах краеведческого музея хранятся несколько снятых им во время тех путешествий фильмов.
– Для всех нас эти экспедиции были настоящей страстью, – вспоминает член клуба путешественников Виктор Антонов. – Помимо снимков, сделанных уже там, на месте, Сергей представил на выставке фотографии наших тренировок на Оке. Я готовил три экспедиции, но сам был только в двух. В те годы я работал на заводе, и меня на отпустили. Валера Сальников тоже сталкивался с подобной проблемой, начальство не хотело его отпускать, однако он решил ее радикально – уволился и ушел в экспедицию. Думаю, это то, что обязательно нужно знать об этом человеке. Он объединил нас, зажег идеей отправиться на поиски. Разбирая архивы, я обнаружил материалы о работе клуба путешественников «Русь», подготовленные им практически на всех европейских языках. Сегодня его нет с нами, но он очень хотел, чтобы наша работа приносила пользу. Самое главное там, на месте, это не тренировки и не пыл путешественника, а слаженность, надежность тех, кто идет с тобой в команде. И эта слаженность была у нас во многом благодаря ему.
Беззащитный край
Сергей Чупахин и Виктор Антонов единодушны во мнении: в Север невозможно не влюбиться.
– Люди говорят, что Север можно либо полюбить, либо нет. На практике я не видел ни одного человека, который не влюбился бы в те места, однажды побывав в них, – продолжает Виктор. – Про себя могу сказать так: у меня за время пребывания на Севере заметно улучшалось здоровье, как моральное, так и физическое. Там действительно можно переосмыслить многое и многому можно научиться. Тогда, да и сейчас, там жили и живут удивительные люди. Очень простые, умеющие ценить то, что они имеют.
Сергей о своих поездках на Север рассказывает так:
– Все, кто были там, хотели вернуться. Людей тянуло обратно, и я не стал исключением. Отчасти дело в том, что я постоянно работаю со своими архивами. Отчасти – в силе полученных впечатлений. Как бы там ни было, спустя много лет я помню мельчайшие подробности, наши разговоры, шутки у костра. Костяк нашей команды оставался неизменным во многом потому, что люди влюблялись в Север и абсолютно искренне вкладывали силы в наше общее дело – поиски следов экспедиции Русанова.
Рассказывая о том, каким запомнился ему Север, Сергей Чупахин оперирует неожиданным для слушателя понятием.
– Я бы назвал Север беззащитным, – говорит он. – Был момент, который глубоко врезался в мою память. Мы шли и тащили свои байдарки через места, по которым за несколько лет до того тянули яхту. И те следы еще оставались. Любой урон, любое причиненное человеком по нелепой неосторожности повреждение ранит Север. Ему требуется очень много времени, чтобы восстановиться и прийти в себя.
Еще одна участница тех экспедиций, Людмила Михайлова, вспоминает о них так:
– Строго говоря, все началось с девушки. В 50х годах в тех краях работала молодая женщинамедик. Однажды, когда ее помощь потребовалась в местах, куда она не могла добраться самостоятельно, ее сопровождал местный житель. По пути, которым они шли, ей попалось на глаза чтото, похожее на могилу. Она даже успела разглядеть крышку от консервной банки, на которой была выдавлена надпись. Какая именно, она не запомнила, ведь ни о какой пропавшей экспедиции она в тот момент не думала. Однако впоследствии она рассказала о том случае, и годы спустя, в конце 80х, мы попытались повторить этот путь, найти то, что она обнаружила случайно. К сожалению, не нашли. Я надеюсь, что люди будут искать и дальше.
Картины из жизни
На снимках, представленных Сергеем Чупахиным, запечатлен не только Север, прекрасный, таинственный, опасный и влюбляющий в себя. На них запечатлена сама жизнь.
Люди, товарищи фотографа, попавшие в объектив его камеры, смеются или стоят в задумчивости, плывут на байдарках или безмолвно любуются чудесами северной природы.
Сегодня, без малого сорок лет спустя, свои экспедиции они полагают чемто очень естественным, тем, что должно было быть сделано.
– Нам, конечно, было очень интересно, – делится Сергей Чупахин. – Хотелось найти следы экспедиции. На деле многие находили на Севере чтото важное в себе самих и для себя.
Их решение раз за разом возвращаться в «Квадрат неизвестности» можно назвать героизмом. Можно даже счесть его безумством. Однако путешественники на Север, побывавшие в разных его уголках, неизменно желают друг другу вернуться туда, потому что забыть и разлюбить те земли невозможно.
Каждая фотография на выставке именно об этом, о любви людей к жизни, к познанию, к миру, который они стараются исследовать бережно, но очень тщательно.
Анастасия Извекова