«Орловская городская» поговорила о проблемах и задачах в сфере градостроительства с председателем профильного комитета городского Совета народных депутатов Владимиром СТРОЕВЫМ.
Про Генплан
– Владимир Владимирович, все решения по перспективному развитию города должны приниматься в соответствии с Генеральным планом. Но у нас этот документ корректируется уже несколько лет. Есть вероятность завершения этого процесса в ближайшей перспективе?
– Мы планируем принять обновленный Генплан летом этого года. Промедление было связано с вопросом финансирования последнего этапа корректировки. Сейчас принято решение, что это будет сделано за счет городского бюджета. И уже в ближайшее время Генплан будет вынесен на общественное обсуждение. До окончательного принятия документа должно пройти 11 публичных слушаний. Объявления о времени их проведения будут опубликованы в «Орловской городской газете».
– А у депутатов нет опасений, что за время работы он уже утратил актуальность?
– Генплан – это документ, отражающий общую стратегию развития города на определенную перспективу. И предугадать, как через несколько лет изменится законодательство, какие градостроительные тенденции будут в приоритете, какие задачи нужно будет решать в городе, не всегда возможно. И фактор сменяемости ответственных лиц нельзя не учитывать. Корректировка Генплана Орла началась при одной команде, продолжилась при другой. По первоначальным представлениям планировались вылетные центральные магистрали. Теперь другие мысли, наверное, более разумные: развивать периферийную дорожную сеть, чтобы разгрузить главные дороги. Так что это живой и непрерывный процесс. В минувшем году на заседаниях комитета и городского Совета депутаты неоднократно рассматривали вопросы по внесению изменений в действующий Генеральный план, принятый еще в 2008 году, и в его главный «инструмент» – Правила землепользования и застройки. Город — это живой организм.
Куда расти?
– Как в соответствии с последними корректировками будет развиваться город — вширь или ввысь?
– И вширь – за счет пригородов, и ввысь, потому что и в районе, и в городе земельных участков немного. Основное строительство ведется на свободных земельных участках, где можно проектировать комфортные микрорайоны. И наверное, всетаки существует энергетика места. Там, где всегда были поля и свежий ветер, дышится легче. В городе сложнее встраиваться в существующие условия. К примеру, есть у нас программа развития застроенных территорий. В теории все хорошо, но на деле она трудно идет, условия для застройщиков невыгодные.
– В нее ведь недавно были внесены изменения, делающие ее более интересной для инвесторов…
– Да, администрация области и мы пошли на своего рода эксперимент: определили четыре зоны, для которых установлены индивидуальные величины коэффициента застройки и определена высотность. Возможно, это позволит активнее решать проблему реконструкции территорий со сложившейся застройкой. Но тут еще необходимо учитывать, будет ли достаточный спрос на жилье. По нашим подсчетам, в настоящее время количество строящихся в Орле квартир составляет двухгодовую норму продаж. Так что только на практике станет понятно, насколько удачным окажется этот эксперимент.
Про дороги
– Мы выше уже немного коснулись дорожной темы. Но хочется уточнить, как видится решение проблемы с пробками. Движение в городе очень затруднено, особенно в часы пик.
– Причин у этого много — начиная от ландшафта города и сложившейся застройки и до ежегодного роста количества машин и несоответствия ширины старых и новых дорог. Мы работаем над изменениями в транспортную схему. Например, сейчас актуальна проблема с выездом из микрорайона Ботаника. Там продолжается застройка, в переулке Пищевом встанут три дома, и это только обострит дорожную ситуацию. Сейчас рассматривается возможность сделать круговое движение с Пищевого на Маслозаводской переулок. Но там требуется и второй выезд. По здравому размышлению, нужно прокладывать дорогу через парк «Ботаника», реконструируя существующий проезд. У этой идеи много противников. Но все разговоры о переездах, эстакадах – это на необозримую перспективу. А микрорайон растет, количество жителей будет только увеличиваться. Их интересы тоже нельзя не учитывать. Надо искать компромисс.
– А по так называемым «бутылочным горлышкам» есть какието планы?
– Об этом тоже пока идет дискуссия. Возьмем, к примеру, Красный мост. Он требует реконструкции, и эта работа будет проведена. Но о его расширении и тем более о вынесении трамвайных путей на отдельный мост, как предлагали омские проектировщики, речь уже не идет. Есть разные идеи, как увеличить пропускную способность моста. В том числе разомкнуть трамвайные маршруты, закольцевать их по отдельности в Железнодорожном и Заводском районах. Идея спорная, но она существует.
– А участок от нижней части улицы Генерала Родина до Мостовой? Изза него в часы пик пробки собираются от Матросова и площади Жукова.
– Строительство дороги по Мостовой — это проект 20летней давности. Хорошо, что хоть к 450летию города его удалось реализовать. Это всетаки позволило немного разгрузить Тургеневский мост, направить часть автомобильного потока в Заводской район через Мостовую. Но вернуться к теме, конечно, придется. Когда и за какие средства — это большой вопрос. И он актуален не только для Орла с его очень небольшим бюджетом. Многое из того, что сейчас делается в Москве, было придумано еще к Олимпиаде80.
– Значит, будем строить хотя бы планы?
– Да. Они имеют обыкновение реализовываться.
Ведущая рубрики «На фоне города» Ирина Никишонкова