Человек, десятилетиями собиравший песни о железнодорожниках и стальных магистралях России, – Николай Афанасьевич Михалин – воистину волшебник.
Невидимою палочкой дирижера и чутьем концертмейстера он вовлекает нас во всероссийское поэтическомузыкальное путешествие.
Ветеран войны и труда, он совершил высококультурный подвиг, собрав полтысячи песен 20х – 90х годов XX столетия. Многоуважаемый орловец, награжденный медалями в честь 60летия Победы, «серебром» ВДНХ и юбилейной медалью на 100летие В.И. Ленина, удрученный проблемами вдовец осуществил мечту жизни, будучи ударенным трудовой судьбой – он инвалид 2й группы по зрению…
Потомственный железнодорожник, энтузиаст по духу и характеру, Михалин – «живое сокровище» ОрловскоКурского отделения МЖД, трепетный хранитель и популяризатор его весьма непростой истории.
Николай в 1953 году с отличием окончил Орловский техникум железнодорожного транспорта. Работал рабкором «Московского железнодорожника», «Гудка», внештатным автором орловских СМИ.
Свыше полувека за плечами у Михалина – скромного, но одновременно целеустремленноволевого подвижника, ведущего локомотивы славы и печали сквозь дым времен. Ему довелось познать нюансы пассажирских перевозок и ритм между перронами под началом редкостного организатора и новатора Петра Васильевича Казанцева, возглавлявшего Орловский вокзал более тридцати лет.
С этим именем связаны превращение станции в базу МПС СССР, внедрение передового опыта дорожных и сетевых школ, «обкатка» новых форм обслуживания транспортных и пассажирских поездов. При нем и позже – организовалось СПТУ10, стала традицией опека над школами и интернатом.
Находясь в дружбе с почетными железнодорожниками и с орденоносными ветеранами, Николай Афанасьевич совершенствовал культуру обслуживания пассажиров, выработал методы улучшения условий труда билетных кассиров. Время было архитрудное, однако величественное в трудовом порыве, в стремлении трудящихся к коллективному успеху предприятия и его филиалов. Довоенное, военное, послевоенное поколения жили трудовыми свершениями, соцобязательствами, задачами и установками партии, ответственностью перед будущим детей. Естественно, что в те годы народ был более честен и общителен. Не обходилось без песен на вахте, в быту, в застольях на нечастые праздники…
Сбор столь обширного репертуара песен железных дорог востребовал от Михалина, образно выражаясь, КПД паровоза и броненосца, вместе взятых. Песни плацкартные, напевы купейные под рафинад железнодорожного общепита и чай, шлягеры довоенные, проникновенные хиты коллег, фронтовиков, партэлиты и заключенных…
А между ними – как вагонная сцепка – выдача обратной и прямой плацкарты, реализация билетов, доставка их и багажа на дом, взаимодействие с таксопарком и ПАТО, ввод компостирования транзитных билетов, поездки на павильон ВДНХ «Железнодорожный транспорт». В этих понятиях сокрыты «ноты жизни» Николая Афанасьевича, «золотой ключик» в его призвании и карьере.
Выйдя на пенсию, но продолжая заниматься поисковотворческой работой по увековечению трудовой доблести соратников, Михалин участвует в программе реорганизации билетных касс по маршруту Орел – Верховье. Многие годы до и после 65летия Победы в Великой Отечественной войне он – видный «запевала» двух хоров в составе Академического ДК ЖД ОрловскоКурского отделения МЖД – филиала ОАО «РЖД». Настойчивого коллекционера магистральных мелодий и стихов чтят в комитете профсоюзов, совете ветеранов и военкомендатуре отделения и станции Орел. При их поддержке и внимании, а также личном содействии начальника МЖД Владимира Ильича Молдавера к 65летию Победы нашел почитателей 368страничный том песен, составленный Михалиным, «На дальней станции сойду», выпущенный издательством «Русская провинция». На ОГТРК будет снят и показан сюжет на эту тему.
У таких современников нынешнему поколению надо и важно учиться правде и смыслу жизни, ибо не стареют душой ветераны, даже в рядах Всероссийского общества слепых. Мы, профессиональные писатели, прожившие с 1997 по 2007 год в соседстве с полным кавалером ордена Славы, почетным железнодорожником Виктором Михайловичем Герасименко, с радостью откликнулись на предложение лидеров ОрловскоКурского отделения МЖД Ю.С. Кобзаря и Ю.П. Васильева об актуальности издания нового сборника Н.А. Михалина. В нем открывается шлагбаум нашей истории, зажигается семафор величия героизма и заслуг железнодорожников разных поколений. На его страницах – отображение тягот и радостей выдающейся организации, «перевод стрелок» строго по назначению жизненного пути каждого – на дело и добро во благо всего общества.
Пусть наши дети, внуки и правнуки познают масштаб шири и мощи Родины в стуке колес и звоне рельс, в реве тепловозов и в разгоне скоростных электричек, в передвижном комплексемузее РЖД, в маршах, вальсах, танго железнодорожников – прадедов, дедов и бабушек, матерей и отцов.
Николай Афанасьевич провел высоконравственнокропотливую работу, обобщив историю советского и российского народов посредством знаменитых и забытых песен сотен авторов. Без преувеличения, Михалин напомнил всем нам добродушного музыковеда, архивариуса фабрики грампластинок «Мелодия» Глеба Скороходова и одаренного радиоведущего передач о ретрошлягерах на «Радио России» Андрея Баршева.
Песни молодежные, фестивальные, путейские, комсомольские. Боевые железнодорожные, ветеранские, пионерские, уркаганские – под оркестры, гитару, баян или гармошку. Песни об этапировании в ГУЛАГ, о теплушках и составах Победы. Посвящения в музыке и стихах – паровозам, маршрутам, смотрителям, походам, маневровым. Вековая исповедь колесных пар до и после эвакуации, забвение узкоколеек, участие в переброске войск и поставках по Лендлизу, «рельсовая война» и ностальгия по паровозной эпохе…
Никого не оставят равнодушным песни о стальных характерах, о вокзалах и перронах, шлягеры о романтике профессии, о магнетизме железнодорожных далей.
С многократным спасибо, с поклоном и благодарностью авторусоставителю Николаю Афанасьевичу Михалину, которого «жизнь заставила… петь», мы добавляем к его коллекции свои стихотворения.
Сборник – достояние и богатство народа и государства. Надеемся, вскоре найдутся композиторы и музыканты, кому лягут на душу наши строки при создании песен о тружениках железных дорог России.
Честь им и слава! Ушедшим и живым…
Виктор и Сергей Рассохины, члены Союза журналистов России