Юбилейный год творческой деятельности заслуженная артистка РФ Елена Шигапова отметила премьерой спектакля-концерта «И для меня придет весна…». Весна ее 25-го сезона в орловском театре «Свободное пространство».
Может быть…
– В марте 1992 года я сдавала дипломный спектакль в Днепропетровском театральном училище и раздумывала, где искать работу. Правда, имелся один вариант, но у меня тогда были некие амбиции, хотелось быть ближе к Москве и, может быть, даже играть на столичной сцене.
Собственно, это «может быть» четырьмя годами ранее и привело меня в училище. Несмотря на мой явно не сценический рост, учительница литературы и руководители студий вокального пения и танца, в которых я занималась, настойчиво рекомендовали идти в театральный. Не противились и родители, хотя последним представителем творческой профессии в нашем роду был мой прадед – выпускник СанктПетербургской академии художеств.
Увы, когда я поступала, на драматическое отделение принимали только девушекгероинь – рослых и с формами. При моем «метре с кепкой» даже туфли на 10сантиметровых каблуках не помогли выглядеть героиней. Благодарю Творца, что не отказалась от предложения приемной комиссии перейти на отделение «Актер театра кукол»: как и студенты драмы, мы занимались танцами и вокалом, ставили сценические этюды, а еще учились работать с куклами. Словом, выпускали нас универсальными артистами.
В училище нередко наведывались бывшие выпускники, в том числе и те, что работали в Орле. Один из них – Виктор Супрун – и соблазнил меня рассказами об Орловском ТЮЗе. Так, благодаря счастливому случаю и обнадеживающему «может быть…», весной 1992 года я стала актрисой нынешнего театра «Свободное пространство».
Гримерка Золушек
Виктор не обманул: меня радушно приняли и сразу же ввели на главную роль в спектакль «Золушка». Я оказалась четвертой исполнительницей в этом спектакледолгожителе. До меня эту роль уже играли Таня Шмелева, Нонна Исаева, Рита Рыжикова. А поскольку мы гримировались в одной комнате, то ее в театре так и прозвали – гримерка Золушек. В перерывах между спектаклями и репетициями тихо сидела в зале или за кулисами и смотрела игру других – в этом театре у каждого артиста было чему поучиться. Уроками профессионализма стали для меня и новогодние утренники: в роли Снегурочки я несколько сезонов работала с Владиславом Трахтенбергом – Дедом Морозом. Рядом с ним я еще раз убедилась в том, что для детей нужно выкладываться полностью, иначе они никогда не простят фальши. И потом очень ответственно относилась к ролям в детских спектаклях. А они в нашем театре всегда делаются с большой выдумкой и любовью к юному зрителю.
От Джульетты до «дурочки»
В те годы наш художественный руководитель Александр Алексеевич Михайлов еще не имел своей мастерской в институте культуры, поэтому некоторое время я оставалась самой молодой актрисой труппы: играла практически во всех сказках, в том числе и главные роли. Потом режиссер доверил мне роль Джульетты. Вряд ли в каком другом театре я смогла бы сыграть столько разноплановых ролей: Виолетта в «Фиалке Монмартра» и Эдит Пиаф в «Моем легионере», Лаура в «Маленьких трагедиях» Пушкина и Джемма в «Вешних водах», главные роли в спектаклях «Пышка», «Моя прекрасная леди», «Раба своего возлюбленного», «Господин де Пурсоньяк», «Ночь перед Рождеством», «Дурочка и зэк». Я даже сыграла мать Тиля в одноименном спектакле, хотя жизненного опыта для такой роли у меня пока мало: моей Сонечке только четыре года…
Мои учителя
Несколько лет назад я окончила режиссерское отделение ОГИК, но попрежнему учусь у своих коллег. Одно из сильных потрясений последнего времени – спектакль «Клятвенные девы» и работа в нем Нонны Исаевой и Риты Рыжиковой. Впрочем, спектакль поновому открыл и молодых актрис.
Знаете, это очень сложно – усмирять свои амбиции, пусть даже такие скромные, как у меня. Но быть поющей актрисой я хотела всегда. Еще в училище педагог по вокалу сетовала, что, будь у меня музыкальное образование, я могла бы сделать карьеру в оперетте. То же самое говорила и Алла Григорьевна Дубинская, с которой я репетировала Виолетту. Она занималась со мной не только вокалом, но много дала и как личность, став примером служения искусству. Ее светлой памяти я мысленно и посвятила спектакльконцерт «И для меня придет весна…», подготовленный с помощью еще одного моего учителя в музыке – Ирины Кирилловны Хрисаниди. Все знают ее как прекрасного композитора, но она еще и большой знаток жанра романса. Мы с ней в разное время разучили немало романсов, часть которых и вошла в спектакль, рассказывающий о жизни и творчестве «несравненной» Анастасии Вяльцевой.
На одной волне
Да, мы рисковали, потому что для восприятия романса необходим настрой на одну музыкальную волну со зрителем, особые вибрации души.
А еще и определенное интеллектуальное совпадение. И премьера показала, что в Орле немало людей с неразвращенным современной эстрадой музыкальным вкусом, с потребностью в хорошей музыке и стихах.
Анастасия Вяльцева – наша землячка, так что «мелкие воды» орловских рек взрастили не только великих писателей. В конце ХIХ – начале ХХ века ее имя гремело по всей России.
Это тоже история Золушки, но это и трагическая история талантливой русской женщины, в судьбе которой отразилась целая эпоха.
Рассказать о ней мне помог актер Дмитрий Литвинцев, прекрасно сыгравший в спектакле несколько ролей. Режиссер Сергей Пузырев написал на основе сохранившихся документов и воспоминаний добротный сценарий, в который мы и вплели более десятка известных романсов Вяльцевой.
И самым большим комплиментом для меня стали признания зрителей в том, что каждый из них, исполненный под живой аккомпанемент Ирины Кирилловны, воспринимался как отдельный миниспектакль, вызвавший сильные эмоции.
Значит, задуманное у нас получилось, значит, спектакль будет жить и можно обдумывать идею нового сценического проекта.
Записала Валентина Новошинская
Фото из архива театра